журнал №3 (август 2024)

Портовая инфраструктура

Балтику насытят удобрениями

В порту Усть-Луга (Ленинградская область) в начале 2025 года будет запущен терминал по перевалке минеральных удобрений, полная мощность которого составит более 8 млн тонн в год.

Экспорт удобрений через морские порты России демонстрирует впечатляющий рост. В 2023 году отечественные морские терминалы перевалили почти 37 млн тонн против 23,5 млн тонн годом ранее. По оценкам аналитиков, экспорт минудобрений из России к 2028 году может вырасти почти на 20% и превысит 43 млн тонн в год. В связи с прекращением перевалки данного вида груза через порты Прибалтики и Украины спрос на эти услуги внутри России значительно вырос, и уже ощущается дефицит специализированных терминалов во всех бассейнах. Наиболее перспективным регионом для перевалки удобрений по-прежнему остается Балтика, хотя многообещающие проекты есть и на Юге, и на Дальнем Востоке, и в Мурманской области.

В то время как страны коллективного Запада накладывают все больше ограничений на поставки российских углеводородов, экспорт удобрений остается стабильным и имеет хорошую тенденцию к росту. Поэтому решение инвесторов наращивать портовые мощности для их перевалки понятно и логично. В настоящее время на Балтике крупный хаб по перевалке минудобрений формируется в порту Усть-Луга. Уже две стивидорные компании порта обеспечивают здесь экспорт российских удобрений — ​ООО «Европейский серный терминал» и ООО «Ультрамар». Со следующего года третий морской терминал завершит формирование хаба. По информации инвестора проекта, перевалку удобрений на новом терминале удобрений в порту Усть-Луга планируется начать в 2025 году и к концу года вывести его на полную мощность — ​более 8 млн тонн в год.

Терминал будет иметь железнодорожный грузовой фронт с 10 путями общей протяженностью более 6 км, станцией разгрузки вагонов и передвижной площадкой трансбордера. Он позволит обрабатывать 350 вагонов в сутки (более 24,5 тыс. тонн в сутки). Двухпутная станция разгрузки позволит разделить потоки разных марок грузов, ускорить процесс зачистки оборудования и сократить простой.

Морской грузовой фронт будет иметь три причала с проектной глубиной 16 м и общей протяженностью свыше 800 м, что позволяет обрабатывать одновременно три балкера дедвейтом по 114 тыс. тонн и длиной 255 м (Babycape). Таким образом, терминал сможет отгружать до 200 тыс. тонн за один судозаход.