журнал №3 (август 2024)

Портовая инфраструктура

Путь к причалу

Недостаток причальной инфраструктуры тормозит развитие водного туризма в России. Отечественный бизнес готов решать проблему, применяя  собственные современные проектные решения, технологии и материалы.

Последние несколько лет спрос на отдых на воде в России растет. Увеличивается и количество маломерных судов: яхт, катеров и лодок. Водный транспорт и причальная инфраструктура становятся неотъемлемой частью любой акватории. Все осложняет недостаток стояночных мест для маломерных судов. Из-за этого множество маломерных судов хранятся не в специально оборудованных яхтенных маринах или эллингах, а на автомобильных прицепах.

С учетом лучших зарубежных образцов в России несколько лет назад начали создавать причальные системы на основе конструкций из стойкого к агрессивной водной среде алюминиевого сплава. В качестве примеров действующих объектов можно назвать причальную инфраструктуру Музея Мирового океана в Калининграде, набережную Дома правительства Московской области на Москве-реке и подмосковный яхт-клуб «Золотой город» на Клязьминском водохранилище. В числе реализуемых сегодня проектов — ​устройство пяти пешеходных трапов в рамках строительства комплекса береговой и морской инфраструктуры морского порта Геленджик в Краснодарском крае и причальная стенка в столичном жилом комплексе Portland на Москве-реке в акватории Южного речного порта.

Алюминиевая ассоциация не осталась в стороне от актуального тренда: участники и партнеры отраслевого объединения изготавливают алюминиевую причальную инфраструктуру по полному циклу. Команда разработчиков и производственников, собравшаяся для решения данной задачи, обладая 25-летним опытом эксплуатации причальных комплексов в различных уголках мира, создала российские причальные системы, отвечающие требованиям капитанов, владельцев яхт и обслуживающего персонала марин для эксплуатации в условиях нашей страны и климата.

Понтоны и дополнительное сервисное оборудование производятся в России из отечественных алюминиевых сплавов, подходят для разных типов яхт. Причальные комплексы изготавливаются по индивидуальным проектам с учетом климатических зон и особенностей акваторий яхтенных стоянок.

Понтоны изготавливаются по принципу несущей рамы из сваренных алюминиевых профилей, экструдированных из сплава 6ххх серии. По периметру понтона устанавливается алюминиевый профиль, конструкция которого обеспечивает бесшаговое крепление любого оборудования. Корпуса поплавков понтонов, трапов и причальных пальцев изготавливаются из трех- (и более) миллиметрового проката алюминиевых сплавов 5083, 1561 и др. Чтобы обеспечить конструкции непотопляемость даже при сквозных повреждениях всех поплавков, они заполнены вспененным полимером и в случае пробоя примут не более 2–3% воды.

Бесшаговая система крепления поплавков к раме позволяет легко компенсировать точечные нагрузки на понтон в местах опирания трапов, причальных пальцев и другого оборудования. Для этого достаточно изменить места установки поплавков или увеличить количество поплавков в особо нагруженных местах.

Настил понтонов, причальных пальцев, трапов и сходных площадок может быть изготовлен из профилированного алюминиевого сплава, древесно-полимерного композита, полиэтиленового декинга, твердых пород красного дерева и других материалов.

Данные отечественные решения актуальны для комплексного развития территорий в рамках реализуемого национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Они могут быть успешно применены в таких проектах, как «Остров Фортов» в Кронштадте, «Новая Анапа» в Анапе, «Лаишево» в Республике Татарстан, проекте марины «Горская» в Санкт-Петербурге, строящихся маринах на Черноморском побережье в г. Геленджике, проекте «Каньон Прохладный», «Южный риф» в Адлере и др., а также на других проектах.

В чем преимущества алюминиевых решений причальных систем? Понтоны не подвержены коррозии и служат не менее 30 лет, они имеют ледовый класс и отличаются повышенной ударостойкостью. Благодаря оптимальному весу их просто транспортировать по воде, суше и монтировать. Доступны различные способы удержания понтонов на месте. Универсальная бесшаговая система крепления дополнительного оборудования и аксессуаров открывает неограниченный простор для модернизации. Помимо этого, алюминиевый сплав как конструктивный материал обладает отличными эксплуатационными и эстетическими свойствами.