Российские верфи продолжают наращивать компетенции в строительстве дноуглубительного флота. Адаптируя проекты современных земснарядов под возможности отечественной промышленности, судостроители вышли на их серийное производство.
Южный центр судостроения и судоремонта (ЮЦСС, входит в ОСК) в Астраханской области выполняет масштабный проект по обновлению технического флота России. Здесь ведется строительство сразу двух серий современных земснарядов, насчитывающих в общей сложности 10 судов.
Первая серия из четырех земснарядов проектов 93.159 и 93.159.1 с роторными и фрезерными рыхлителями реализуется в рамках контракта, заключенного в 2020 году с АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) по программе развития лизинга отечественных судов с государственным финансированием. Концепт проекта разработан нидерландской компанией Royal IHC с учетом требований Российского классификационного общества (РКО) и для эксплуатации во всех бассейнах внутренних водных путей (ВВП).
Уход зарубежных компаний с российского рынка заставил верфи искать отечественные аналоги оборудования и комплектующих, а также адаптировать проекты под реалии сложившейся ситуации. Головной земснаряд проекта 93.159 с роторно-ковшевым рыхлителем «Лотос‑1» в августе 2023 года был передан заказчику — Росморречфлоту и сразу ушел работать на Волго-Балтийский канал. Второе судно этой серии проекта 93.159.1 «Лотос‑3» спущено на воду в июне 2023 года. Планируется, что уже в этом году земснаряд приступит к работе на водных путях Двинско-Печорского бассейна. Еще два судна находятся на разных этапах строительства.
Развитием этих проектов стал следующий — 93.159А. Проект разработан ООО «ГЦКБ Речфлота» (входит в группу компаний «Р-Флот») с использованием российского судового комплектующего оборудования. По обновленному проекту земснаряды будут строить, ориентируясь уже в основном на импортозамещение. Контракт между ГТЛК и верфью был подписан в 2023 году. В 2024 году на заводе «Лотос» началось строительство серии из шести самоходных земснарядов проекта 93.159А, в которых будет сменный фрезерный/роторно-ковшевой рыхлитель. Головное судно серии заложено в апреле 2024 года, второе и третье — в июне текущего года.