журнал №2 (май 2024)

Портовая инфраструктура

Восточное притяжение грузов

Управляющий директор Владивостокского морского торгового порта Николай Ермолаев рассказал журналу «ПортНьюс» о работе порта в условиях растущей нагрузки на транспортную инфраструктуру Дальнего Востока и сложно прогнозируемых рисков.

— Процессы трансформации и глобальной перестройки логистики продолжаются. Николай Андреевич, как это отражается на деятельности порта?

— Мы стараемся адаптироваться ко всем изменениям на рынке. Владивостокский морской торговый порт (ВМТП, входит в Транспортную группу FESCO), как и другие дальневосточные порты, в прошлом году столкнулся с оттоком части грузов из-за активного развития прямых морских сервисов в северо-западную часть страны. Но мы увидели в этом дополнительную возможность для качественного роста.

Благодаря эффективному сотрудничеству с нашими партнерами, клиентами, ведомствами нам удалось увеличить показатели. В 2023 году ВМТП обработал рекордные 860 тыс. TEU, что на 12% больше, чем годом ранее. Как следствие, ВМТП уже четыре года занимает лидирующую позицию среди портов России по контейнерообороту.

— Какие результаты показывает порт в наступившем году?

— 2024 год ВМТП начал с достаточно конкурентных показателей – за первый квартал обработал 196,5 тыс. TEU, тем самым мы сохраняем лидерство по России и опережаем порт на второй строчке рейтинга на 23%.

— Как это стало возможным?

— Это слаженная работа команды. Пока коммерческий блок работал над привлечением грузов, производственный и технический блоки реализовали масштабную программу по развитию портовых мощностей.

В частности, в прошлом году на территории ВМТП были введены в строй новые специализированные контейнерные площадки. Также терминал получил 53 единицы специализированной техники — ​новые ричстакеры, автопогрузчики, терминальные тягачи и полуприцепы. Как следствие, к концу прошлого года ВМТП вышел на объемы перевалки порта-миллионника с результатом более 22 тыс. TEU в неделю. Причем отмечу, что обработка была выполнена в рабочем режиме, без максимальной загрузки складов, все суда принимались без ожидания на рейде.

Мы не останавливаемся на достигнутом. В 2023 году была принята пятилетняя стратегия развития, согласно которой к 2028 году мы планируем увеличить контейнерооборот на 41% — ​до 1,2 млн TEU. На мой взгляд, это вполне реальные планы, поскольку внешнеторговые отношения России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона расширяются, а спрос на перевалку в портах растет.

— Насколько загружен порт сегодня? Что вы делаете для реализации намеченных показателей?

— Что касается загрузки порта, то в последнее время она составляет 70% от общей мощности. То есть у нас есть резервы для увеличения грузооборота. При этом мы продолжаем наращивать мощности. В первую очередь это касается контейнерного направления.

В январе 2024 года крановый парк был увеличен на 25%: порт получил 11 новых RTG-кранов грузоподъемностью 45 тонн, которые дали прирост емкости склада на 20% за счет увеличения высоты штабелей. Краны изготовлены по нашему заказу в КНР, оснащены необходимыми системами и оборудованием. В ближайшие пять лет планируется закупить еще 14 единиц и довести общее число кранов до 70.

Также увеличивается количество средств механизации. Если в 2023 году парк техники составлял 179 единиц, то к началу 2024-го он увеличился до 200, а к 2028-му достигнет 223 единиц. Сейчас мы подписываем контракт с китайскими партнерами на поставку новой партии тягачей до конца года.

Не менее актуально увеличение объема склада. ВМТП находится в центре Владивостока, ограничен городской застройкой, поэтому единственный выход — ​это модернизация имеющейся инфраструктуры. Мы переоборудуем склады для грузов различной номенклатуры в специализированные контейнерные площадки. За последний год таким образом удалось увеличить объем на 2000 TEU. По плану, к 2028 году вместимость складов будет увеличена на 66% — ​до 44,9 тыс. TEU.

Кроме того, будет выполнена модернизация причалов, которая подразумевает реконструкцию причальных стенок и увеличение глубин до 14–15 м. Проект на стадии завершения, результат ожидаем к концу этого года. Окончание работ планируется в 2026 году.

— Какие еще номенклатуры грузов переваливает порт, помимо контейнеров? Есть ли задача по снижению объемов каких-то грузов?

— Несмотря на то, что ВМТП — ​лидер по обработке контейнеров в России, в начале текущего года мы также фиксируем рост генеральных грузов. В целом за первый квартал 2024 года ВМТП обработал 1,26 млн тонн в различной номенклатуре (не считая контейнеров). Это на 13,5% больше, чем в первом квартале 2023 года. Значительный рост показали цветные металлы, идущие на экспорт в страны АТР. В этом году за три месяца обработали 112 тыс. тонн — ​почти в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

— Каковы перспективы перевалки зерна в ВМТП?

— Владивостокский морской торговый порт обрабатывает зерно, идущее на экспорт из регионов Дальнего Востока, для дальнейшей отправки прежде всего в Китай. Перевалка производится напрямую, без накопления на складе. Для этого была усовершенствована технология разгрузки вагонов-хопперов прямо над судном. Ускорение технологического процесса позволило нам увеличить объемы перевалки. За 2023 год ВМТП обработал более 240 тыс. тонн зерна и других насыпных грузов.

— ВМТП — ​это ворота России в Азию. Как изменилась структура внешнеторговых партнеров в связи с уходом с российского рынка крупных судоходных международных компаний и закрытием традиционных регулярных морских линий?

— В 2023 году продолжилось развитие иностранных линий, сформированных после ухода крупных международных компаний. Появилось множество мелких перевозчиков, обеспечивающих конкретные потребности азиатских рынков и динамично подстраивающихся под наиболее востребованные направления.

Безусловно, крупнейшим международным торговым партнером для нас был и остается Китай — ​из всего объема международного товарооборота Владивостокского морского торгового порта порядка 66% приходится именно на различные порты этого государства, и объемы растут. По итогам 2023 года перевозки между Владивостоком и КНР увеличились на 30% — ​почти до 462 тыс. TEU.

Помимо этого, активно развивается сообщение с Вьетнамом и другими странами АТР: суда из Владивостока в Хошимин и Хайфон отправляются еженедельно. Грузооборот с этой страной за 2023 год вырос почти в два с половиной раза. Регулярная морская линия Транспортной группы FESCO дала новые возможности по расширению на рынках Юго-Восточной Азии. Вьетнам стал хабом, где аккумулируются и отправляются в Россию товары из близлежащих регионов. Таким образом, благодаря вьетнамской линии мы получаем грузы из Индии, Малайзии, Филиппин и многих других стран. ВМТП, безусловно, планирует расширение списка международных партнеров.

— Каковы перспективы международного сотрудничества со странами СНГ?

— Одни из ключевых направлений отправки грузов из ВМТП — Узбекистан и Казахстан. Например, из всех контейнеров, отправленных в Ташкент из портов Дальнего Востока, каждый третий доставлен FESCO из ВМТП. Объемы отправок растут: в 2023 году в Узбекистан отправили почти 19 тыс. TEU — ​на 4500 больше, чем годом ранее. Казахстан, хоть и с меньшими объемами, также показывает уверенный рост: 4600 TEU, на четверть больше, чем в 2022-м.

Важное место в структуре транзита занимает Беларусь. В этом направлении за 2023 год отправлено более 3700 TEU. Это тоже результат формирования новых логистических цепочек. ВМТП — ​не только ворота для ввоза иностранных грузов в Россию, но и крупный хаб на востоке страны, дающий новые возможности для международной торговли.

— Порт неоднократно заявлял о партнерстве с РЖД. Как выстраивается работа с железной дорогой?

— Мы тесно взаимодействуем с РЖД и совместно находим эффективные решения для ускорения отправки поездов. Налажены формирование поездов длиной 71 условный вагон и отправка сдвоенных контейнерных поездов.

Помимо этого, важно отметить ускорение операционных задач и оптимизацию маневровой работы. Для этого в порту совместно с РЖД был создан единый диспетчерский центр. Реализован проект по совместному осмотру поездов, приходящих на станцию Владивосток. Действует система электронного документооборота. Благодаря этим мерам удалось сократить общее время обработки контейнерных поездов.

— В прошлом году сообщалось, что FESCO и РЖД приступили к разработке проекта строительства второго ж/д выхода из порта на станцию Владивосток. Что сейчас с этим проектом?

— Проект уже разработан. Планируем передать на госэкспертизу. После всех необходимых согласований уже можно будет приступать к его реализации.

Новый железнодорожный выход из порта позволит отправлять из ВМТП на 40% больше контейнерных поездов — ​до 10 пар в сутки при текущем максимальном показателе в 7 пар. Общее количество всех поездов, включая составы с генеральными грузами, увеличится с 10 пар до 12–14 пар в сутки. На втором этапе этот показатель увеличится до 16 пар поездов ежедневно.

— Какие современные технологии внедряются в ВМТП для ускорения грузооборота?

— ВМТП проделал большую работу по цифровизации сервисов и внедрению электронного документооборота. Мы полностью избавились от документов на бумажных носителях при оформлении грузов.

Наш порт одним из первых в России внедрил цифровую систему, в которой отслеживаются местоположение и все перемещения контейнеров на территории терминалов. Что особенно важно, в электронной системе порта по принципу единого окна могут работать госрегуляторы, в том числе Федеральная таможенная служба и Россельхознадзор.

В тесном сотрудничестве автоматизированы такие процессы, как взвешивание, постановка на таможенный досмотр, формирование документов на выпуск грузов, получение согласования на выполнение операций с таможенным грузом, и многие другие. Это позволяет ускорить обработку документов и выпуск груза из порта в среднем в 16 раз, а также упрощает и оптимизирует прохождение таможенной очистки.

Можно без преувеличения сказать, что на сегодняшний день ВМТП, как часть Группы FESCO, в числе пионеров по разработке и внедрению перспективных цифровых решений в области логистики.

Евгений Панкратьев