Программа строительства рыбопромыслового флота постепенно адаптируется к новым реалиям. Темпы сдачи судов по первому этапу инвестквот ускорились, но по-прежнему отстают от первоначальных планов.
Масштабная программа обновления рыбопромыслового флота в России стартовала в результате замены исторического принципа распределения квот на вылов водных биоресурсов на аукционный в 2016 году. В рамках реформы участники рынка обязаны строить новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов биоресурсов. Отечественные верфи, которые со времен СССР не строили флот для рыбаков, получили массовый приток заказов. Но задача оказалась не из простых.
То ковид, то санкции
По первому этапу инвестквот предусматривается строительство на российских верфях 105 судов: 64 — рыбопромысловых, 41 — краболова. Однако с реализацией контрактов возникли сложности.
Обратимся к статистике. Первые два рыбопромысловых судна были построены и переданы заказчику в 2019 году, в 2020 году их было уже четыре (два рыбопромысловых и два краболова). В 2021 году был откат к стартовым позициям: верфи построили один траулер и один краболов, в 2022 году удалось повторить результат 2020 года и передать рыбакам три рыбопромысловых судна и краболов.
С этой точки зрения 2023 год оказался куда более продуктивным и результативным. В объединенной пресс-службе Росрыболовства ИАА «Портньюс» подтвердили, что всего в 2023 году было сдано 10 судов (шесть краболовов и четыре рыбопромысловых судна). Сейчас на отечественных верфях от Калининграда до Владивостока строятся десятки современных судов для рыбной промышленности страны. В 2024 году планируется сдача еще 17 новых судов.