После перестройки логистики бункерный рынок России в 2023 году стабилизировался и продемонстрировал рост в 22,7%. В 2024 году объемы продаж топлива могут быть и больше, если удастся ликвидировать его дефицит.
По итогам 2023 года объем реализации бункерного топлива в портах России вырос на 22,7%, в сравнении с аналогичным показателем годом ранее, и составил 7,5 млн тонн, хотя грузооборот морских портов показал существенно меньший рост — на 5%. Продажи топлива могли бы быть и выше, если бы не дефицит ресурса и временный запрет на экспорт дизтоплива.
Главный итог прошлого года для российского бункерного рынка — рост объемов продаж топлива в портах и на внутренних водных путях (ВВП) после падения годом ранее. В целом это свидетельствует о стабилизации ситуации, что можно объяснить завершением процесса перестройки логистики после шоковой ситуации 2022 года.
Как и прогнозировали аналитики ИАА «ПортНьюс», западные линии стали постепенно замещаться российскими операторами и перевозчиками из дружественных стран, а контейнерооборот на Балтике восстанавливается. Кроме того, ослабление рубля по отношению к доллару более чем на четверть в течение года благоприятно сказалось на конкурентоспособности российского топлива на мировом рынке.
Тем не менее одной из главных проблем всей транспортной системы страны остается отставание развития железнодорожной инфраструктуры от портовой. Это приводит к образованию дефицита судового топлива на наиболее загруженных направлениях — его не доставить в порт. Проблема нехватки провозной способности, по мнению аналитиков ИАА «ПортНьюс», будет сохраняться и в среднесрочной перспективе.
На статистику продаж повлиял и осенний запрет на экспорт дизельного топлива из России, что более всего сказалось на бункерном рынке Дальневосточного бассейна. Наибольшим спросом пользовалось топливо с содержанием серы до 0,5% (VLSFO), второе место по популярности заняло MGO, третье — HSFO.