журнал №1 (февраль 2024)

Логистика

Грузы для Севморпути

Консультационная компания «Гекон» совместно с Национальным исследовательским институтом мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) проанализировали развитие грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) за 2023 год.

Динамика грузопотока

В 2023 году грузопоток по СМП увеличился, по сравнению с 2022 годом, на 2,2 млн т и составил 36,3 млн т. Это соответствует целевому показателю (36 млн т) опубликованного 10 августа 2023 года Минтрансом России «Паспорта федерального проекта «Развитие Северного морского пути», но на 10,5 млн т меньше прогнозируемого объема грузопотока (46,82 млн т), указанного в приложении к «Плану развития Северного морского пути на период до 2035 года», утвержденном 1 августа 2022 года правительством России.

Основной вклад в рост грузопотока внесли транзитные по отношению к акватории СМП перевозки (рост составил 1,9 млн т), а также транспортировка основания гравитационного типа первой очереди завода «Арктик СПГ 2», учтенного как генеральный груз в объеме 0,6 млн т.

Перевозки сжиженного природного газа (СПГ) снизились на 0,7 млн т, нефти — ​на 0,5 млн т, генеральных грузов — ​на 0,3 млн т; возросли перевозки навалочных грузов на 0,5 млн т, нефтепродуктов — ​на 0,22 млн т, угля — ​на 0,2 млн т и газового конденсата — ​на 0,2 млн т.

Структура грузопотока

Определяющими грузопоток на СМП являются перевозки углеводородов — ​СПГ, нефти и газового конденсата, главным образом генерируемые двумя проектами — ​это «Ямал СПГ» ПАО «НОВАТЭК» и Новопортовское месторождение ПАО «Газпром нефть». В 2023 году доля углеводородов в общих перевозках составила 80% (СПГ ​56%, нефть 21%, газовый конденсат 3%). Генеральные грузы обеспечили 9% грузопотока, навалочные 5%, нефтепродукты 3%, уголь 2%; вклад в грузопоток перевезенного основания гравитационного типа также составил 2%.

 Виды перевозок

В грузопотоке по СМП основную роль играют внешнеторговые перевозки — ​в 2023 году на них пришлось 82% грузопотока.

Основную роль сыграли прямые экспортные поставки СПГ и перевозки по каботажным челночным схемам нефти и СПГ для дальнейшей экспортной перевалки на рейдовых перевалочных комплексах (РПК) морского порта Мурманск (через танкеры-накопители нефти на РПК «Норд» и РПК «ЛК Волга» и СПГ по схеме борт-в-борт на временном РПК «Кильдин Восточный» — ​т. н. экспорт в каботаже).

Прямой импорт крайне мал — ​0,3%. На каботажные перевозки пришлось 18% грузопотока, в том числе на большой каботаж (между портами Балтийского моря и Дальнего Востока) — ​0,05%. Транзитные перевозки международной торговли, минующие российские порты, в 2023 году на СМП не осуществлялись.

В связи с тем, что связанные с экспортом перевозки осуществляются судами большего дедвейта, в структуре судопотока соотношение обратное — ​71% рейсов обеспечивали каботажные перевозки и 29% — ​внешнеторговые.

Направления и объемы перевозок

Грузопоток в акватории СМП резко асимметричен: 73% грузоперевозок было осуществлено с востока на запад — ​26,6 млн т и 27% с запада на восток — ​9,6 млн т. Визуализация направлений и объемов перевозок в сопоставительном масштабе их объемов дает ясную картину пространственной структуры грузопотока. Незначительные перевозки большого каботажа (17,6 тыс. т) в масштабе диаграммы не визуализируемы.

Основную роль играют две группы перевозок на запад из западной части СМП (Карского моря):

• Вывоз СПГ на европейские порты (с последующей частичной перевалкой для поставки преимущественно в Азию — ​16,8 млн т), при этом небольшие объемы (0,2 млн т) перевозились через Суэцкий канал в Азию непосредственно из морского порта Сабетта.

• Вывоз нефти и СПГ (7,9 млн т) челночными схемами на морской порт Мурманск для последующего экспорта (экспорт в каботаже). В перевозках на восток наиболее значимы следующие направления:

• Завоз грузов из морских портов Поморского сектора Мурманска и Архангельска для проектов, реализуемых на побережье Карского моря: новых — ​«Восток ойл», «Северная звезда», «Арктик СПГ 2» и традиционного Норильского промышленного района (3,7 млн т).

• Сезонные перевозки СПГ из морского порта Сабетта на восток в Китай и Тайвань по СМП (2,7 млн т).

• Перевозки нефти, навалочных грузов и генерального груза из морского порта Мурманск в Китай (1,2 млн т).

• Перевозки нефти, СПГ и угля из портов Балтийского моря в Китай (0,8 млн т).

Для обеспечения территорий, прилегающих к акватории СМП, в том числе и в рамках северного завоза, значимую роль играют внутрирегиональные перевозки — ​как между западным и восточным его секторами, так и внутрисекторальные (0,85 млн т).

Перевозки судами различных флагов

В 2023 году в акватории СМП перевозки грузов осуществлялись 388 судами (морскими, смешанного «река-море» плавания и речными), которые выполнили 1815 грузовых рейсов (часть судов — ​суда челночных схем, газовозы и т. п. значительную часть рейсов выполнили в балласте).

Под российским флагом ходили 326 судов, под иностранными флагами — ​62 судна: Либерия — ​20; Багамы, Кипр и Гонконг — ​по 8; Маршалловы Острова — ​6; Китай — ​5; Панама — ​3; Мальта — ​2; Барбадос и Камерун — ​по одному судну.

В целях анализа вклада в судоходство различных групп флагов и с учетом имущественной принадлежности судов и решаемых ими задач все суда были классифицированы по следующим группам флагов: Россия; иностранный под управлением российских владельцев; иностранные суда проекта «Ямал СПГ» (имеющие разрешения на перевозку природного газа, СПГ и газового конденсата из порта Сабетта до конца 2043 года); иностранные китайских компаний и суда под иностранным флагом, не относящиеся к остальным группам (таких судов оказалось 11, за 14 рейсов ими было перевезено 0,6 млн т грузов — ​навалочные, уголь, нефть).

Суммарная доля судов под российским флагом и судов под иностранным флагом, контролируемых российскими владельцами, составила в грузоперевозках почти половину — ​43%. Наибольшее количество грузов было перевезено судами проекта «Ямал СПГ» — ​55%.

Высокая доля судов под российским флагом в выполненных рейсах (81%) связана с тем, что значительное число перевозок осуществлялось судами малого тоннажа.

Перевозки судами различных ледовых классов

Перевозки грузов осуществлялись судами всех ледовых классов — ​от Ice1 до Arc7, а также судами без ледовых классов. Для оценки вклада судов различных ледовых классов в перевозки для судов, имеющих переменный ледовый класс Arc5; Arc4 и Arc7; Arc5 (в зависимости от осадки), был принят самый высокий класс.

В 2023 году 94% всех перевозок в акватории СМП обеспечили суда арктических ледовых классов: Arc7 — 73%, Arc4 — 11% и суда без ледового класса — ​10%.

Суда самого высокого арктического ледового класса Arc7 обеспечивают вывоз продукции проектов «Ямал СПГ» (СПГ и газовый конденсат), Новопортовского месторождения (нефть), горнорудной продукции ПАО «ГМК «Норильский никель» (которая в текущей статистике перевозок учитывается как генеральный груз), танкер «Енисей» компании, помимо вывоза небольших объемов газового конденсата из Дудинки на Мурманск, обеспечивает завоз нефтепродуктов из Архангельска.

Суда арктического ледового класса Arc4 в летне-осеннюю навигацию обеспечивают вывоз СПГ, а круглогодично — ​завоз грузов обеспечения (генеральных и навалочных грузов). Суда без ледового класса (обозначенные на диаграмме как «нет») работают только в летне-осеннюю навигацию, обеспечивая, главным образом, вывоз СПГ.

Транзитные перевозки

Транзитные по отношению к акватории СМП перевозки в 2023 году (2,1 млн т) практически равны перевозкам 2021 года. При этом они являются в основном экспортными (прямой экспорт — ​93%); доля импорта невелика (4%), как и доля каботажных перевозок (3%); экспорт в каботаже обеспечивает вывоз живого краба в Азию, что по отношению к общим объемам перевозок является незначительным и составило 0,05%.

По отношению к перевозкам 2021 года произошли два принципиальных изменения:

• Прекращение международного транзита, который в 2021 году составлял 40% грузопотока. Развитие грузоперевозок по СМП китайскими компаниями обеспечивают экспортно-импортные операции между российскими портами (Калининград, Санкт-Петербург, Мурманск и Архангельск) и китайскими (Шанхай, Циндао и Тяньцзинь). Пятью судами за восемь рейсов в импорте ввезено 58 тыс. т, вывезено в экспорте 41 тыс. т. Перевозки в 2023 году носили не линейный, а трамповый характер.

• Изменение номенклатуры перевозимых грузов. Если в 2021 году преобладающим грузом на СМП был железорудный концентрат, как российский, так и канадский, — 66% перевозок, то в 2023-м доля перевезенного российского концентрата составила 15%. В 2021 году нефть не перевозилась. Доминирующим грузом транзитных перевозок по СМП в 2023 году стала нефть — ​67%, отгружавшаяся как из морских портов Балтийского моря (Приморск, Усть-Луга), так и с терминалов порта Мурманск. При этом часть этой нефти дважды учитывалась в суммарном грузопотоке СМП: она была ранее вывезена в каботаже с Новопортовского месторождения на запад и затем пошла в экспорте на восток.

Михаил Григорьев