журнал №1 (февраль 2024)

Логистика

Недооцененным путем

Чтобы увеличить перевозки грузов и пассажиров по внутренним водным путям, России придется устранить существующие инфраструктурные ограничения, обновить флот и мощности речных портов.

В 2023 году объем грузоперевозок по внутренним водным путям (ВВП) снизился на 6,4% — ​до 108,8 млн тонн, а количество пассажиров увеличилось на 17,6% — ​до 10,7 млн человек.

По оценке заместителя руководителя Росморречфлота Константина Анисимова, рост объема пассажирских перевозок связан с ограничениями для выездного туризма, что позволило привлечь отдыхающих на речные прогулки. Сокращение объемов грузоперевозок речным транспортом произошло как из-за введения санкций, так и по внутриэкономическим причинам: это завершение строительства крупных проектов и уже системная переориентация грузов на наземные виды транспорта.

Тем не менее в 2024 году Росморречфлот прогнозирует рост перевозок по ВВП грузов на 13% — ​до 123 млн тонн, а пассажиров на 37% — ​до 14,7 млн человек.

Ушли в минус

Характерными особенностями прошлого года являются снижение грузоперевозок в северо-западной и сибирской части ВВП и рост в южной и восточной.

Так, в Двинско-Печорском бассейне перевозка грузов за 2023 год упала на 21,5% из-за ограничения экспортных поставок лесной продукции, в Ленском бассейне — ​на 11,4%, где часть грузов переориентировалась на автомобильный и железнодорожный транспорт.

Завершение строительства автодороги М‑12 негативно сказалось на итогах работы речников в Беломорско-Онежском бассейне, потерявших 10,5% грузов. Похожая ситуация в Енисейском бассейне, где из-за снижения поставок песка в Норильск грузоперевозки сократились на 2,7%.

В Московском бассейне объемы упали на 9% вследствие сокращения поставок стройматериалов, связанного с закрытием Северного грузового терминала. Как объясняют в Росморречфлоте, закрытие терминала — ​это не символ упадка, а признак смены модели развития. Сейчас обсуждается строительство двух новых портов в Московской области.

Сократился на 8,4% — ​до 16,2 млн тонн объем грузов, доставленных по реке в районы Крайнего Севера. Снижение этого показателя связано с переходом грузов на железную дорогу. В то же время грузоперевозки по северному завозу выросли на 0,9% и достигли 1,65 млн тонн.

В Волго-Балтийском бассейне падение грузоперевозок, по итогам 2023 года, составило 10,1%. Как пояснил руководитель Волго-Балтийской бассейновой администрации Федор Шишлаков, тренд на снижение формировался последние 10 лет, когда грузы стали уходить на наземный транспорт, несмотря на увеличение пропускной способности пути. Введение санкций усугубило ситуацию. В минувшем году проблем стало больше. «Анализ показал, что наступила новая реальность на рынке речных перевозок. При наличии объемов, спроса и даже при росте ставок на перевозку строительных грузов на рынке возник дефицит флота. Спрос на сухогрузы для перевозки зерна, имеющего более привлекательные ставки, сподвиг судовладельцев отправить флот в южные бассейны Единой глубоководной системы — ​в Азовское и Черное моря», — ​рассказал Федор Шишлаков.