журнал №1 (февраль 2024)

Логистика

Море на связи

Четверть века безопасность мирового судоходства обеспечивает Глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ), которая привела на смену азбуке Морзе современные решения на основе УКВ, ПВ/КВ и спутниковой связи.

Безопасность мореплавания во многом зависит от возможности экстренно сообщить о бедствии. С изобретением телеграфного аппарата в 1838 году была придумана азбука Морзе, которая долгие годы спасала моряков. Но мир меняется, технологии развиваются.

В 1988 году Международная морская организация (ИМО) приняла поправки к «Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (СОЛАС‑74) о внедрении системы Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ/GMDSS). Ее внедрение обеспечило срочную передачу и прием сигналов бедствия, навигационных и метеорологических предупреждений. С 1992 года началось поэтапное внедрение этой системы в мировое судоходство. Основное внимание было уделено вопросам организации надежной резервированной связи, в том числе строительству береговых объектов и оснащению судов системами УКВ, ПВ/КВ связи с возможностью цифрового избирательного вызова (ЦИВ) и спутниковой связи. Спустя 11 лет изменения вступили в силу.

«31 января 1999 года стало датой завершения эпохи передачи сообщений с помощью азбуки Морзе и началом эпохи использования на море современных решений на основе УКВ, ПВ/КВ с ЦИВ и спутниковой связи. Международное морское сообщество 1 февраля 2024 года отметило 25-летие внедрения ГМССБ», — ​отметили в ФГУП «Морсвязьспутник».

Благодаря действию ГМССБ появилась возможность быстро организовать аварийно-спасательные операции, провести оперативный поиск и спасение судов и людей, терпящих бедствие. Современные спасательно-координационные центры и суда имеют возможность оперативно взаимодействовать, своевременно передать навигационную и метеорологическую информацию.

Для обеспечения функционирования ГМССБ в Российской Федерации совместно работают государственные органы и предприятия морской отрасли.

ФГУП «Морсвязьспутник» обеспечивает эксплуатацию российского сегмента береговых объектов ГМССБ в составе МКВЦ, СПОИ‑1 (г. Москва) и СПОИ‑3 (г. Находка) системы КОСПАС–САРСАТ, а также береговых земных станций Инмарсат-С и станции сопряжения Марсат‑4. Кроме того, предприятие проводит освидетельствование береговых объектов системы.

Другим российским участником ГМССБ является ФГУП «Росморпорт». В его зоне ответственности — ​эксплуатация, развитие действующих и строительство новых систем обеспечения безопасности мореплавания. В ведении предприятия находятся 42 береговые станции морского района А1 ГМССБ, 18 береговых станций морского района А2 ГМССБ, а также 11 береговых станций службы НАВТЕКС.

Прием и обработку аварийных сигналов, полученных от судов в море, обеспечивает государственный морской спасательно-координационный центр ФГБУ «Морспасслужба». Он же организовывает и координирует аварийно-спасательную готовность, а также организует подготовку и повышение квалификации операторов ГМССБ.

Российская Федерация является координатором морских районов NAVAREA/METAREA XIII, XX и XXI и обеспечивает поставку информации по безопасности мореплавания на суда в прибрежных районах акватории Севморпути и Охотского моря. Передача осуществляется по каналам системы спутниковой связи Инмарсат через службу SafetyNet, а также c использованием береговых станций НАВТЕКС. За подготовку навигационной и метеорологической информации отвечают управление навигации и океанографии Министерства обороны РФ, ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» и ФГУП «Гидрографическое предприятие», за ее доставку по каналам спутниковой связи — ​ФГУП «Морсвязьспутник», по каналам службы НАВТЕКС — ​ФГУП «Росморпорт». Регулированием использования радиочастотного спектра в России, частот в интересах функционирования ГМССБ занимается Минцифры России.

Глобальная морская система связи при бедствии модернизируется и развивается с учетом новых технологических изменений. Так, 1 января 2024 года вступили в силу поправки к Конвенции СОЛАС.

Обновленная концепция дает новое определение морского района А3 ГМССБ, закрепляет предоставление услуг подвижной спутниковой связи в системе за несколькими провайдерами, предполагает использование систем связи нового поколения — ​в частности, системы обмена данными в диапазоне ОВЧ (VHF Data Exchange System, VDES), системы NAVDAT (рассматривается в качестве альтернативы службе НАВТЕКС) и системы автоматического установления связи (ALE).