Перед российскими транспортными проектными компаниями открылись новые перспективы. Изменения экспортно-импортных направлений, уход ряда зарубежных компаний дают им импульс к развитию и освоению освободившихся ниш.
Технологии развиваются, а вместе с ними меняются требования к производственным процессам. Крупные и высокотехнологичные проекты теперь — это часть сложных производственных цепочек, в которые включены компании не только страны, но и мира. Модульный подход стал широко распространенной практикой, идет ли речь о промышленном, инфраструктурном или энергетическом проекте. Одновременно внедряется практика EPC-контрактов (Engineering, Procurement, Construction — «проектирование, закупки и строительство»), при которой ответственность за весь мегапроект, включая конечный результат, несет один подрядчик.
«Обращаясь к EPC-контракту, заказчик привлекает специалистов, компетенции которых оттачивались за много лет работы. Они могут не просто организовать реализацию следующих один за другим этапов, а сформировать эффективный алгоритм воплощения в жизнь всего проекта, продумать нюансы, которые сам заказчик может не учесть в силу отсутствия опыта в решении подобных вопросов», — пояснил в интервью Neftegaz.ru заместитель генерального директора по развитию и продажам ООО «ГЕ «Газ Инжиниринг» Илья Мудрик.
Модель EPC является распространенной международной практикой — 80% крупнейших проектов в мире выполняются в данной форме контракта. Это позволяет повысить эффективность инвестиций, снизить риски, реализовать проект в срок и за фиксированную цену.
При таком подходе возрастает роль поставщиков транспортных услуг, работа которых синхронизируется с этапами строительства. Аналитики маркетинговой компании Mordor Intelligence выявили тенденцию, сформировавшуюся за последние пять — шесть лет: привлечение поставщиков транспортных услуг к более активному участию на ранних этапах процесса планирования.
То есть роль и значение проектной логистики, которая в большей степени ассоциируется с доставкой на строительную площадку объекта нестандартных грузов (тяжеловесных и негабаритных), расширяются. «Сегодня проектная логистика становится интегрированным процессом планирования, организации, управления, обработки и контроля всего потока товаров, материалов и информации, связанных с реализацией проекта», — отмечают эксперты Mordor Intelligence.