Освоение и развитие российской Арктики невозможно без реализации новых портовых проектов на Севере и развития морской логистики в высоких широтах.
Разворот внешней торговли России на Восток, угрозы судоходству на традиционных маршрутах, санкции и сложности со страхованием судов делают арктическую логистику все более важной. Северные порты России имеют прямой выход в Мировой океан — и в этом их главное преимущество, которое в современных условиях сложно переоценить.
К реализации заявлено довольно большое число новых портовых проектов, ориентированных на перевалку различных грузов. Российская Арктика нуждается в развитии портовой инфраструктуры сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это отгрузочные терминалы, связанные с месторождениями полезных ископаемых, прежде всего природного газа, нефти, угля, руды. Во-вторых, ввиду дефицита специализированных терминалов для экспорта минудобрений соответствующие терминалы также востребованы в Мурманской области (для поставок, например, в Америку). В-третьих, развитие контейнерных перевозок требует создания соответствующих портов-хабов.
Удвоение Мурманска
Ввиду своего географического положения (прямой выход в Мировой океан), глубин, а также климатических особенностей (незамерзаемость) порт Мурманск является одной из наиболее перспективных точек для развития портовой инфраструктуры в Арктической зоне. Со строительством железнодорожной ветки и моста на западный берег Кольского залива для порта Мурманск открываются впечатляющие возможности.
Как рассказал в ходе XIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» в декабре 2023 года губернатор Мурманской области Андрей Чибис, грузооборот порта Мурманск к 2027 году планируется увеличить почти в два раза, в сравнении с текущими показателями, — до более 110 млн тонн в год. Так, уже в марте 2024 года на западном берегу должен заработать один из крупнейших в России портовых проектов — терминал «Порт Лавна» мощностью 18 млн тонн угля в год.
Кроме того, для международных транзитных контейнерных перевозок в Мурманске предполагается создать контейнерный терминал «Русатом Карго» (входит в госкорпорацию «Росатом») мощностью 11 млн тонн в год (планируемый срок ввода в эксплуатацию — 2026 год), морской перегрузочный комплекс по перевалке сжиженного природного газа (СПГ) компании «НОВАТЭК» мощностью 10,4 млн тонн в год и терминал «Тулома» мощностью 4–6 млн тонн в год, рассчитанный на перевалку балкерных грузов.
Также в регионе еще несколько лет назад заявлялся проект создания в Лиинахамари порта мощностью 4 млн тонн минудобрений в год. Однако о нем ничего не было слышно уже несколько лет. Схожая ситуация с проектом перезапуска порта «Витино», где планировалось организовать перевалку нефти и нефтепродуктов мощностью до 12 млн тонн в год.