журнал №1 (февраль 2024)

Судостроение

Диверсифицируй это

В сложившихся экономических условиях отечественным предприятиям представилась уникальная возможность освоить выпуск новых типов судов, которые ранее российские судовладельцы приобретали или строили за границей.

Введенные против российской экономики санкции и разрыв отношений с западными партнерами повлияли на деятельность российских верфей. С одной стороны, часть проектов была поставлена на паузу из-за необходимости внесения в них изменений и поиска новых комплектующих и оборудования. С другой, на мощностях отечественных судостроительных заводов началось строительство новых типов судов, которые ранее российские судовладельцы покупали или строили за границей.

Кроме того, руководство страны поставило перед судоходством новые задачи, среди которых развитие международных транспортных коридоров и пассажирских перевозок внутри страны. Это, в свою очередь, нашло отражение в заказах, полученных судостроительными предприятиями. Как верфи диверсифицировали свои портфели по итогам 2023 года?

Контейнеровозы

В 2023 году на производственной площадке Южного центра судостроения и судоремонта (ЮЦСС, Астрахань, входит в ОСК) по заказу Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) были заложены первые четыре контейнеровоза проекта 00108. Данные суда строятся для международного транспортного коридора «Север — ​Юг». Стоит отметить, что контейнеровозы «река-море», тем более универсальные, не строились в нашей стране никогда: ни в современности, ни во времена Советского Союза.

Проект 00108 разработан нижегородским конструкторским бюро «Вымпел» (входит в ОСК). Это первый российский проект универсального сухогруза-контейнеровоза, который сможет перевозить контейнеры международного стандарта, в том числе рефрижераторные. Кроме контейнеров судно сможет перевозить в двух трюмах генеральные и навалочные грузы, в том числе зерно, лес и пиломатериалы. Предполагается, что контейнеровоз сможет эксплуатироваться в морских районах, а также на внутренних водных путях России с учетом ограничений по габаритам и осадке, включая Волго-Балтийский водный путь и Волго-Донской судоходный канал.