1. Главная
  2. Журналы
  3. ПортНьюс
  4. Журнал №4 (ноябрь 2023)
  5. Искусство негабаритных перевозок

журнал №4 (ноябрь 2023)

Логистика

Искусство негабаритных перевозок

Перевозка проектных грузов сродни искусству. Если в случае с сухими и нефтеналивными грузами все стандартизировано, то при транспортировке негабарита многое нужно продумать заранее: как погрузить, закрепить и пройти сложные участки пути, сколько судов понадобится. О том, как развивается рынок негабаритных грузов в России, ИАА «ПортНьюс» рассказал заместитель генерального директора по коммерческой эксплуатации флота СК «Арк» Алексей Парфенов.

— Алексей Владимирович, заканчивается летний навигационный период и сезон судоходства по ВВП России. Каковы предварительные итоги работы вашей компании? Расскажите, пожалуйста, о самых интересных проектах перевозки негабаритных грузов.

— Этот год выдался для нашей компании насыщенным, и сроков навигации, я бы даже сказал, не хватает на все входящие запросы и потребности рынка. В этом сезоне это особенно заметно, в прошлом году такого не было. Так что продление речной навигации сейчас было бы как никогда актуально.

Если говорить о наиболее интересных проектах года, то это, безусловно, транспортировка краболовного судна-процессора «Вайгач», за которым, скажем без лишней скромности, следила вся страна. Перевозка была осуществлена нашими буксирами «Пересвет» и «МБ‑1223». Общая продолжительность пути составила 1700 км. Маршрут включал прохождение

12 шлюзов, трех озер, четырех рек. Для прохода под мостами рубка и мачта буксируемого судна были демонтированы, а для уменьшения осадки судно было установлено на уникальную систему судоподъемных понтонов, которые после завершения транспортировки мы вернули на завод.

Еще один интересный кейс — ​буксировка самоподъемной плавучей строительной платформы «ТЕМП‑1» в июне этого года. Здесь были задействованы буксиры «Як» и «Марал». В целом данная платформа по своей основной части имеет не самые выдающиеся габариты, но вот высота у нее более 35 м, что потребовало тщательной подготовки, особенно в месте перехода под линиями электропередач. Транспортировали мы платформу из Баку (Азербайджан) в порт Астрахань.

В целом мы возим объекты любой сложности. Как сказал ранее, работы хватает. Другой вопрос, что не обо всех проектах можно рассказывать. Есть заказы и по государственной линии, и от нефтегазодобывающих предприятий, участвуем в поставке негабаритных грузов на крупные стройки страны. Многие не хотят афишировать свою деятельность. Время нынче неспокойное. Сегодня перевозкой проектных грузов уже сложно кого-то удивить, многие компании занимаются данным направлением. Но при этом каждый заказ не похож на другой, они всегда отличаются, каждый проект по-своему уникален и требует индивидуального подхода.

Еще могу сказать, что разрыв связей с европейскими странами не замедлил развитие отрасли. По сути, у нас просто перестроились маршруты. Например, сейчас активно развивается Узбекистан, они строят у себя предприятия, в том числе НПЗ. Поэтому многие негабаритные грузы транзитом через нас идут туда, на Каспий.