1. Главная
  2. Журналы
  3. ПортНьюс
  4. Журнал №4 (ноябрь 2023)
  5. МТК «Север — ​Юг»: от деклараций к действиям

журнал №4 (ноябрь 2023)

Логистика

МТК «Север — ​Юг»: от деклараций к действиям

Разворот внешней торговли России с западного на восточное и южное направления придал новый импульс развитию Евразийского транспортного каркаса. У России, стран Южной Азии и Прикаспийского региона появился не только геополитический, но экономический стимул приступить к практической реализации транспортно-логистических проектов. Ожидается, что до конца 2023 года Россия завершит создание консорциума во главе с ВТБ, после чего стартует проект МТК «Север — ​Юг».

Идея создания нового логистического маршрута, связывающего Индийский океан и Персидский залив с Каспийским морем через Иран, для доставки грузов в страны Северной Европы через Россию — ​давняя. Это направление должно стать альтернативой маршруту, соединяющему Европу и Азию через Суэцкий канал.

Еще в 2000 году Россия, Иран и Индия подписали соглашение о создании международного транспортного коридора (МТК) «Север — ​Юг». Документ вступил в силу в мае 2002 года после его ратификации всеми тремя сторонами. Позже состав участников расширился до 14, присоединились Казахстан, Беларусь, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия и др.

Международный транспортный коридор «Север — ​Юг» — ​мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он состоит из трех основных маршрутов, которые соединяют регион Южной Азии, в первую очередь Индию, Иран и Пакистан, с Северной Европой через Россию. Западные и восточные ветки МТК — ​сухопутные маршруты, которые пролегают вдоль восточного и западного побережья Каспийского моря: западный — ​через Республику Дагестан автомобильным и железнодорожным транспортом, восточный — ​через Казахстан и Туркменистан по автомобильным и железным дорогам. А также морской маршрут: Транскаспийский — ​через Каспийское море морскими судами и далее по Волге. Конечной точкой в Иране является морской порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем.

Изначально роль России в этом проекте виделась в качестве транзитной страны. Однако ландшафт мировой торговли поменялся. В сложившихся геополитических условиях изменился и статус МТК «Север — ​Юг». «Этот коридор является составной частью процесса становления многополярного мира, глубинной, фундаментальной тенденции переноса экономической активности на юг и юго-восток. Это перспективное направление, которое будет развиваться и в будущем», — ​сказал в ходе форума «Россия — ​Исламский мир: KazanForum» первый вице-премьер российского правительства Андрей Белоусов.