журнал №4 (ноябрь 2023)

Портовая инфраструктура

«Порт Эльга» ждет уголь

На Дальнем Востоке на территории двух регионов — ​в Хабаровском крае и Республике Саха (Якутии) — ​реализуется частный инфраструктурный проект, который обеспечит вывоз до 30 млн тонн угля в год с труднодоступного Эльгинского месторождения. Одновременно строятся железнодорожная ветка от месторождения к Охотскому морю и морской терминал «Порт Эльга». По планам инвесторов перевалка угля в порту начнется в 2025 году.

Два года назад Эльгинское месторождение угля, крупнейшее в России, с подтвержденным запасом в 2,2 млрд тонн и ежегодной добычей премиального коксующегося угля в объеме 5 млн тонн, обрело новых собственников-инвесторов: группу «Мечел» сменили компания «А-Проперти» и угольная компания «ЭЛСИ» (УК «ЭЛСИ»), подконтрольные предпринимателю Альберту Авдоляну, основателю компании Yota. Новые владельцы консолидировали дополнительные активы Эльгинского угольного кластера, включая железную дорогу Эльга — ​Улак. Год спустя добыча угля была утроена и достигла 14,7 млн тонн с перспективой роста до 45 млн тонн.

Для вывоза продукции на рынки АТР, прежде всего в КНР, в условиях лимита Восточного полигона был инициирован проект строительства Тихоокеанской железной дороги протяженностью 531 км с морским терминалом на мысе Манорский в Хабаровском крае — ​«Порт Эльга» мощностью 30 млн тонн. В 2022 году при финансовом участии «Газпромбанка» началось строительство дороги и порта.

Стоит отметить, что проекту благоволят разные заинтересованные стороны: Якутия, до недавних пор недовольная темпами освоения Эльгинского месторождения; Хабаровский край, жалующийся на пропускную способность РЖД, которая сдерживает 56 млн тонн потенциальных грузов; АО «РЖД», которому проект позволит отвести часть грузов с перегруженного Восточного полигона.

Проект Тихоокеанской железной дороги реализуется ударными темпами, заявил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев в октябре текущего года. Как уточнили в пресс-службе УК «ЭЛСИ», строительство железной дороги ведется с обеих сторон: со стороны месторождения проложено более 140 км путей, со стороны мыса Манорский — ​более 60 км, при общей протяженности ТЖД в 531 км.