1. Главная
  2. Журналы
  3. ПортНьюс
  4. Журнал №4 (ноябрь 2023)
  5. Композитная теплоизоляция для флота

журнал №4 (ноябрь 2023)

Судостроение

Композитная теплоизоляция для флота

Теплоизоляция на основе керамических микросфер, связанных полимерами в жидкой композиции, разработанная для космической отрасли, сегодня применяется в судостроении во всем мире. Компания «Термалтекс» одна из первых в России освоила технологию производства жидкой теплоизоляции и является производителем и поставщиком этого инновационного материала на внутренний и зарубежный рынки.

Суть технологии жидкой теплоизоляции та же, что у естественной и традиционной: добавление слоя пористого или удерживающего воздух материала, обладающего низкой теплопроводностью (шерсть, покров, стекловата, пенопласт и т. п.). Принципиальная разница в том, что основу жидкого композита составляют полученные сложным промышленным способом полые керамические микросферы. Размерность фракций не больше частиц пыли, порядка 0,0025–0,0100 мм.

Микросферы стали объектом космической промышленности США, где после экспериментов с материалами и калибровкой фракций был создан прототип нынешней жидкой термоизоляции. Новый материал идеален во всем, кроме стойкости к экстремальным космическим температурам, рабочий тепловой диапазон микрокерамики — ​от минус 60 оС до плюс 190 оС. Впрочем, этот материал нашел применение в более приземленных сферах: судостроительной отрасли, промышленности, ЖКХ и строительстве.

Этот композит имеет множество преимуществ относительно традиционных теплоизоляционных технологий. Основные резоны использования жидкой теплоизоляции в судостроении следующие. Во-первых, теплоизоляционный эффект достигается меньшими средствами — ​1 мм слоя эквивалентен порядка 50 мм стандартного утеплителя. Во-вторых, жидкая теплоизоляция предотвращает образование конденсата и ржавчины. В-третьих, жидкая консистенция дает возможность обрабатывать труднодоступные элементы корпуса. Кроме того, жидкое теплоизоляционное покрытие полностью прилегает к поверхности и выдерживает высокие температурные, физические и вибрационные нагрузки, в том числе экстремальные, свойственные морскому судоходству.

Как рассказал исполнительный директор ООО «Термалтекс» Андрей Орлов, продукция компании сертифицирована Российским морским регистром судоходства для использования в изоляции нежилых помещений судов и морских конструкций. Помимо сбережения тепла, она предотвращает образование конденсата и защищает от коррозии. Для утепления кают и жилых помещений жидкая теплоизоляция применяется в сочетании с традиционными теплоизоляционными материалами, поскольку композитный материал обладает недостаточно высокими огнеупорными свойствами. «Как правило, нашу продукцию марки «Теплотор-Стандарт» на крупнотоннажных судах применяют для внутренней защиты корпуса и коммуникаций ниже ватерлинии, для утепления комингсов иллюминаторов и дверей в ходовых рубках и жилых помещениях, при этом судостроители могут комбинировать жидкую теплоизоляцию с традиционными материалами. А небольшие катера могут быть обработаны полностью», — ​пояснил он.

Компания «Термалтекс» одна их первых в России стала производить жидкую термоизоляцию и поставлять на внутренний и внешний рынки. Изначально компания была официальным дистрибьютором мирового лидера отрасли — ​американской корпорации Mascoat. Основная причина переориентации компании на российское производство — ​разница валютных курсов и стоимость сырья.

С 2007 года с использованием продукции компании «Термалтекс» построено несколько десятков судов и кораблей различных видов: от катеров, буксиров и танкеров до круизного лайнера «Мустай Карим», атомного ледокола «Арктика» и ледостойкой платформы «Северный полюс». По оценке Андрея Орлова, рынок жидкой термоизоляции в российском судостроении настолько велик и динамичен, что позволяет благополучно сосуществовать различным отечественным производителям сейчас и в будущем. За 10 лет в России планируется построить порядка тысячи только гражданских судов. Очереди на судоремонт измеряются годами. А стандартной тары в 20 литров хватает на 15 кв. м при расчете 1,32 л на 1 кв. м поверхности для достижения слоя в 1 мм.

«У всех производителей и в России, и за рубежом одна и та же технология, зачастую мы покупаем компоненты у одних и тех же поставщиков», — ​объяснил Андрей Орлов. Например, продукт «Теплотор-Стандарт» на 60% состоит из керамических микросфер, остальное — ​вода, стирол-акриловый полимер и другие добавки. Основное конкурентное преимущество российской продукции — ​доступная цена. Американский аналог может стоить в 4–5 раз дороже. По его словам, причины столь большого ценового разрыва связаны прежде всего с различными ценами у зарубежных и отечественных производителей керамических микросфер и на другие ингредиенты состава, а также с разницей в логистической цене. Кроме того, работа с заказчиками напрямую без посредников дает существенную экономию в конечной стоимости продукции. «Мы покупаем сырье у российских производителей и поставляем свою продукцию напрямую верфям и судостроительным заводам», — ​пояснил исполнительный директор компании.

Как отметил Андрей Орлов, ценовые и качественные характеристики выпускаемой продукции позволяют компании обеспечивать российский и зарубежный рынки конкурентным жидким теплоизоляционным материалом. Сегодня продукция компании экспортируется на судостроительные предприятия Турции, Китая, Азербайджана. Также выполняются поставки в Казахстан.

Для определения нужного количества продукции компания производит инженерные расчеты и сопровождает поставки подробным инструктажем по применению. «Сначала мы сами выполняли теплоизоляционные работы, поставляя свою продукцию. Особенно это было актуально для зарубежных поставок. Однако впоследствии количество и географический охват заказов выросли настолько, что это потребовало бы создания отдельной компании. Как показал опыт, работать с нашей продукцией, соблюдая инструкции, может любой квалифицированный специалист по покраске судов», — ​заключает Андрей Орлов.