1. Главная
  2. Журналы
  3. ПортНьюс
  4. Журнал №4 (ноябрь 2023)
  5. Рыбные дни российского судостроения

журнал №4 (ноябрь 2023)

Судостроение

Рыбные дни российского судостроения

Строительство рыбопромыслового флота по программе инвестквот в России требует комплексного решения сразу нескольких вопросов: финансирования по приемлемым ставкам, технического перевооружения верфей, импортозамещения судового оборудования и модернизации рыбных терминалов в морских портах.

Рыбопромысловые суда считаются одними из самых сложных в строительстве. Сказывается большое количество оснастки и арматуры, необходимость соответствовать конкретным условиям промысла, что препятствует серийности. К тому же Россия за прошедшие десятилетия утратила многие компетенции в этом сегменте, а иностранные проекты приходится адаптировать к отечественным требованиям, что называется, на лету.

Ловись, квота

Почти половина всех судов (45%), которые предполагается построить в России до 2035 года, относится к рыбопромысловым. Масштабная программа обновления рыбопромыслового флота в России стартовала благодаря замене исторического принципа распределения квот на вылов водных биоресурсов на аукционный в 2016 году. В рамках реформы участники рынка обязаны строить новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов биоресурсов. По первому этапу инвестквот предусматривается строительство 105 судов. По информации заместителя директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Ирины Ориничевой, представленной в ходе выставки «Нева 2023», всего портфель заказов на рыболовные суда в России насчитывает 86 судов, из которых 67 находятся в стадии строительства. Всего с начала реализации программы инвестквот под киль было сдано 19 рыболовных и краболовных судов (10 рыбопромысловых и 9 краболовов). По итогам 2023 года в рамках программы планируется сдать 15 судов.

В конце декабря 2022 года президент РФ подписал закон о втором этапе инвестиционных квот и крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами, в том числе рефрижераторных, а также об увеличении холодильных мощностей в пяти портах на Дальнем Востоке и в Арктике. По словам министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева, в рамках второго этапа министерство рассчитывает на строительство еще 60 судов.