журнал №4 (ноябрь 2023)

Судостроение

НДС комом

Из-за санкций в России возник дефицит судоремонтных мощностей. Чтобы не допустить его нарастания, нужно модернизировать имеющиеся судоремонтные заводы и строить новые. Для поддержки проектов обновления судоремонтных предприятий государство решило вернуть нулевую ставку НДС при выполнении инвестсоглашений. Но участники рынка не спешат воспользоваться налоговым послаблением. Условия применения этой меры вызывают массу вопросов и для многих просто невыполнимы.

Отказ судам российских судовладельцев заходить в гавани недружественных стран вернул гражданский флот на отечественные судоремонтные заводы. Однако их мощности оказались не готовы принять суда на ремонт и обслуживание. Во-первых, некоторые заводы заняты исключительно военным флотом, во‑вторых, не все предприятия могут ремонтировать большие суда, в‑третьих — ​большинство мощностей физически и технологически устарели и нуждаются в масштабной модернизации. Проблем в этом сегменте накопилось более чем достаточно.

Медиа-группа «ПортНьюс» инициировала серию мероприятий, на которых представители органов власти, бизнеса, регулирующих организаций определили реальную ситуацию, сложившуюся в отечественном судоремонте, обозначили первоочередные проблемы и возможные варианты их решения. Одной из самых обсуждаемых тем круглого стола, состоявшегося в рамках выставки «Нева 2023» и конференции «Судоремонт, модернизация, комплектующие», организованных Медиа-группой «ПортНьюс», стала практика реализации закона об обнулении НДС для судоремонтных предприятий.

Отпугивающие условия

Отметим, что ранее судоремонт не облагался НДС, но лет 10 назад данная мера была отменена. Затем по настоятельным просьбам судоремонтников нулевой НДС вернули, назвав это отраслевой мерой господдержки. В 2023 году в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, устанавливающие нулевую ставку НДС для российских судоремонтных предприятий (федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 261-ФЗ).

Однако есть одно но. Налоговыми преференциями — ​нулевой ставкой НДС — ​судоремонтное предприятие может воспользоваться только при заключении инвестиционного соглашения с Минпромторгом и Минфином. В соглашении должны содержаться перечни мероприятий по модернизации собственных мощностей и обязательств по направлению средств на их выполнение в течение семи лет. Размер вложений должен составлять не менее 20% суммарного оборота именно от судоремонта по итогам предыдущего года.

Перспективы использования новой меры господдержки по обнулению НДС пока вызывают много вопросов, а не шквал заявок в министерства. «Обнуление НДС — ​цель благая, но мы не понимаем, как она будет реализовываться», — ​высказал общую позицию участников судоремонтного рынка генеральный директор ЗАО «Нефтефлот» Сергей Фофанов.

Как пояснил ИАА «ПортНьюс» начальник отдела ценообразования и экономического анализа департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Дмитрий Павлов, если судоремонтная организация подпишет соглашение инвестировать на протяжении семи лет, нужно понимание того, что организация действительно готова: у нее есть перечень заказов на длительный период, денежный поток. «Поэтому в настоящее время нам поступает очень много обращений в части разъяснений. То есть предприятия анализируют, как, куда и какая сумма НДС вернется. Прежде чем предприятие примет решение заключить такое соглашение, необходимо оценить этот объем инвестиций, конкретный результат, который будет достигнут в определенный период. Это требует длительного анализа, финансово-экономического обоснования», — ​разъяснил Дмитрий Павлов.

Даже если предприятие быстро проделает эту подготовительную работу и направит заявку в текущем году, ее необходимо будет рассмотреть, согласовать и начать выполнять обязательства в очень сжатые сроки — ​до конца текущего года, то есть за ноябрь-декабрь 2023 года. Такой сценарий маловероятен. Поэтому, скорее всего, первые заявки в Минпромторг начнут поступать в начале 2024 года, считает Дмитрий Павлов.

Как отметил председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов, решение об обнулении НДС для судоремонтных предприятий — ​ожидаемый и позитивный шаг, но условия предоставления этой меры господдержки вызывают очень много вопросов.

Перечисляя сдерживающие от заключения инвестсоглашений факторы, он, в частности, обратил внимание на необходимость увеличить сроки принятия решения и действия инвестиционного соглашения. «По сути, сегодня дается всего год, до 31 декабря 2024 года, для принятия этого серьезного инвестиционного решения. Кроме того, семь лет мало для окупаемости подобного рода инвестиций и прекращения действия соглашения», — ​уточнил Николай Шабликов.

То есть сроки исполнения тех или иных обязательств, заложенные в условия соглашения, очень ограниченные и нуждаются в корректировке. Это всего лишь один из проблемных моментов.

Другой не менее острый вопрос — ​обязательство вынуть из оборота компании не менее 20% выручки для инвестирования в модернизацию. Для большинства судоремонтных заводов это условие сложновыполнимо. «Да, инвестиционное соглашение — ​это важно, хорошо, но этот порог в 20%, по моему устойчивому мнению, слишком высок и будет обременителен для судоремонтных компаний, особенно небольших частной формы собственности», — ​считает глава ассоциации «Судостроительный кластер Архангельской области» Сергей Смирнов.

«Мы просчитывали возможность заключения соглашения для обнуления НДС, но пока поставили этот проект на паузу из-за того, что придется направлять на развитие большие суммы», — ​рассказал генеральный директор ООО «Терминал Ударник» (группа «Норебо») Владимир Вальтер.

По мнению Сергея Смирнова, для средних и даже крупных судоремонтных предприятий обнуление НДС на таких условиях несет довольно много налоговых рисков.

В едином порыве

Замечания представителей судоремонтного бизнеса не остались без внимания. С учетом острой необходимости создания в России сильной судоремонтной базы, на которую неоднократно обращала внимание профильная комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по рыбному хозяйству, ее председатель, президент ВАРПЭ Герман Зверев предложил вынести вопросы нулевого НДС на площадку объединения. В конце октября текущего года состоялась комиссия РСПП по рыбному хозяйству, на которой обсуждалась правоприменительная практика закона о нулевом НДС для судоремонта.

К сдерживающим поток заявок на получение меры господдержки факторам отнесли:

• короткие сроки принятия решения по заключению инвестсоглашений (один год), короткие сроки инвестсоглашений (семь лет недостаточно для окупаемости инвестиций);

• отсутствие критериев эффективности инвестиций, предъявляемых к предприятиям;

• ограниченные возможности участия небольших предприятий, для которых проблематично изъять 20% средств из оборота;

• отсутствие ясности в части возмещения НДС при использовании поставщиками оборудования различных налоговых режимов;

• отсутствие правовой определенности условий инвестиционного соглашения, в том числе в части штрафных санкций.

По мнению выступающих, все это не позволит в полной мере реализовать очень важную и актуальную меру поддержки судоремонта. По итогам обсуждения ИАА «ПортНьюс» сформировало и направило в аппарат комиссии РСПП сводный перечень вопросов и предложений, связанных с реализацией федерального закона от 24.06.2023 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Сложности объединяют

Проблемы, с которыми сталкиваются судоремонтные заводы, схожие. Это прежде всего отсутствие финансовых инструментов и доступных «недорогих» заемных средств на текущую деятельность и программы развития производственных мощностей. Так же, как и у судостроительных предприятий, у судоремонтных имеются серьезные сложности с наличием необходимого судового комплектующего оборудования (СКО) и с кадровым обеспечением. На этом фоне инициатива, озвученная Сергеем Фофановым в ходе выставки «Нева 2023» о необходимости создания ассоциации судоремонтных предприятий России для совместного решения проблем, была поддержана отраслевым сообществом.

«Судоремонтная отрасль должна быть объединена в обязательном порядке. Вопросов очень много. Впереди много работы. Надо решать проблемы с оборудованием, кадрами, инфраструктурой, финансовым обеспечением. Все это требует повышенного внимания и ответственности. Необходимо возродить ассоциацию судоремонтных предприятий или создать ее заново для того, чтобы эта структура как минимум защищала и помогала, а как максимум — ​еще и управляла процессами в судоремонте и проводила согласования с органами федеральной исполнительной и законодательной власти», — ​сказал Сергей Фофанов.

В настоящее время готовятся уставные документы для учреждения отраслевой ассоциации судоремонтных заводов. §

Татьяна Вильде

 

Справка:

Российский рынок судоремонта морского гражданского флота по итогам 2022 года оценивается экспертами в сумму более 124 млрд руб. На нем можно выделить две группы отечественных судоремонтных предприятий.

К первой относятся компании, которые специализируются только на судоремонте. В их числе: 40 крупных и средних предприятий, которые обладают производственными мощностями и имеют доки, причальные стенки, корпусные мастерские, оборудование и т. д.; 128 малых и 500 микропредприятий. Именно эта группа компаний выполняет львиную долю работ по ремонту и обслуживанию гражданского морского флота.

Вторая группа компаний — ​предприятия, которые оказывают услуги по судоремонту в числе прочих услуг. Среди них 48 крупных и средних предприятий, 91 малое и 370 микропредприятий.