Водород является одним из наиболее перспективных энергоресурсов в мире, и у России на этом рынке высокий потенциал. Разработки судов на водороде уже ведутся в стране. Однако перспективы их коммерческого внедрения пока достаточно туманны.
Водород является одной из альтернатив для судов, использующих электродвижение. В России над соответствующими технологиями работает ряд компаний и научных организаций, в первую очередь водородные суда могут быть востребованы в сегменте пассажироперевозок. Однако для их массового использования необходимо создавать инфраструктуру.
В августе 2023 года правительство РФ и ПАО «АФК «Система» заключили соглашение о намерениях по развитию водородной энергетики. В сообщении правительства указано, что реализация мероприятий «дорожной карты» позволит создать технологии и оборудование для производства, хранения, транспортировки и применения водорода на основе российских разработок.
«Водород на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных энергоресурсов в мире, и у России на этом рынке высокий потенциал. Мы заинтересованы в привлечении крупных индустриальных партнеров из частного сектора для расширения сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, достижения углеродной нейтральности и технологического лидерства нашей страны», — отметил вице-премьер Александр Новак.
С 2022 года АФК «Система» включилась в разработку и внедрение водородных технологий в экономику, создав два R&D-подразделения — Центр водородных технологий и Центр водородной энергетики (совместно с Российской академией наук). «Водородная энергетика — это та сфера, где в ближайшие годы возможен реальный технологический рывок», — отметил президент АФК «Система» Тагир Ситдеков.
В числе проектов Центра водородных технологий АФК «Система» — создание электрохимического генератора для одного из первых судов на водородном топливе в России, что позволит увеличить дальность хода электросудов.