журнал №3 (сентябрь 2023)

Портовая инфраструктура

Удобряй и властвуй

Удобрения являются одним из основных видов груза в российских морских портах. Они перегружаются преимущественно в портах Балтики, растет перевалка и в портах Южного бассейна. На Дальнем Востоке специализированные терминалы для перевалки удобрений пока отсутствуют. Спрос же на них постепенно смещается в Азию и Африку.

По данным Росморречфлота, объем перевалки удобрений через морские порты России по итогам первого полугодия 2023 года вырос на 56% в сравнении с соответствующим показателем прошлого года — ​до 16,6 млн тонн. При этом через порты Балтики экспорт удобрений увеличился на 16%, а через порты Южного бассейна — ​в 1,7 раза: в основном через Новороссийск и Туапсе. Такая динамика объясняется изменением направлений экспорта, который смещается из Европы в Азию и Африку, с которыми у южных портов более короткое транспортное «плечо».

Если говорить об основном бассейне для перевалки удобрений — ​Балтике, то российские грузоотправители практически обнулили перевалку удобрений через порты сопредельных государств Прибалтики, объем которой еще в первом полугодии 2022 года составлял почти 1,5 млн тонн. Этому поспособствовала работа нового специализированного балкерного терминала «Ультрамар» в Усть-Луге, а также Европейского серного терминала и некоторых мощностей в Большом порту Санкт-Петербург.

Однако на фоне падения грузопотока российских удобрений в Прибалтике наблюдался его прирост в финском порту Котка почти на треть — ​до более чем 600 тыс. тонн. Дело в том, что в Котке работает терминал, связанный с российским производителем.

Новые проекты

Из новых проектов стоит отметить введенный летом 2023 года в эксплуатацию комплекс по перевалке минеральных удобрений перспективной мощностью до 10 млн тонн грузов в год на морском терминале Балтийский судомеханический завод (БСМЗ, порт Санкт-Петербург). Четыре причала, реконструкция которых продлится в 2024 году, способны грузить суда на осадку свыше 9 м. Для увеличения объемов погрузки БСМЗ использует рейд Лесного мола (в аренде), где суда грузят до осадки более 11 м. Сейчас терминал работает в основном с белорусским грузом. Не исключено, что в результате наращивания грузопотока и появления у белорусских грузоотправителей собственных мощностей, которые они планируют создавать, доля минудобрений из республики, обрабатываемых на БСМЗ, может сократиться до 25–30%. Однако инвесторы проекта считают, что перевалочные мощности будут востребованы российскими производителями удобрений. Экспорт минудобрений через БСМЗ в настоящее время осуществляется в Китай, Индию, Индонезию и Бразилию.