журнал №3 (сентябрь 2023)

Портовая инфраструктура

Арктический миллион

Крупнейший в мире универсальный порт за полярным кругом — ​Мурманский морской торговый порт превратился в важнейший логистический узел, обеспечивающий развитие и освоение Арктической зоны. За прошлый год объем перевалки арктических грузов стивидорной компанией возрос на 25% — ​до одного миллиона тонн, что стало новым рекордом порта.

Тренд на рост

АО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП, входит в АО «Национальная транспортная компания») — ​глубоководный незамерзающий порт, обеспечивает надежный выход в Мировой океан и является важнейшей составляющей транспортной артерии, по которой осуществляется снабжение арктических проектов необходимыми ресурсами.

За прошлый год ММТП упрочил свои позиции крупнейшей стивидорной компании в российской Арктике. «В рамках арктической программы через причалы Мурманского морского торгового порта было перевалено порядка одного миллиона тонн грузов, тем самым по сравнению с прошлым годом мы сделали шаг вперед в 200 тысяч тонн, — ​отметил исполнительный директор ММТП Алексей Рыкованов. — ​Знаковые рекорды суточной обработки подвижного состава в 2022 году установили работники Первого и Второго грузовых районов, перегрузив 781 и 601 вагон соответственно. Наш порт перешагнул планку в 10 млн тонн, погруженных на сверхбольшие суда класса Capesize».

В 2023 году порт продолжает наращивать объемы перевалки грузов. В первом полугодии обработано 454,7 тыс. тонн инертных материалов — ​щебня, песка, — ​предназначенных для транспортировки по трассе Северного морского пути для реализации инфраструктурных проектов в Арктической зоне. Это вдвое больше, чем в 2022 году, когда было перевалено 236,3 тыс. тонн подобных грузов.

«На протяжении последних лет мы отмечаем постоянный рост «арктического» грузопотока. И Мурманский морской торговый порт уверенно вносит свой заметный вклад в эту работу. Наши преимущества: незамерзающий Кольский залив, который позволяет обеспечивать проведение транспортно-логистических операций круглогодично; глубины, благодаря которым порт может принимать одни из самых больших судов в современном торговом флоте класса Capesize; огромный опыт работы старейшего предприятия Мурманска, которому в этом году исполнится 108 лет; технические возможности и квалифицированный персонал», — ​отметил Алексей Рыкованов.

Растет и общий грузооборот порта. В целом в торговом порту Мурманска за первое полугодие 2023 года перевалка грузов возросла на 28,4% по отношению к аналогичному показателю прошлого года и достигла 912,4 тыс. тонн.

Копилка производственных рекордов морской гавани продолжает пополняться. Так, в июле текущего года докеры ММТП осуществили погрузку судна Beks Brown класса Newcastlemax — ​самого большого балкера, когда-либо заходившего в акваторию морского порта Мурманск в Кольском заливе. На судно-гигант дедвейтом 206,2 тыс. тонн было погружено 178,59 тыс. тонн груза, что стало максимальной грузовой партией за все 100 лет истории порта. Предыдущее достижение портовиками было установлено почти два года назад, когда судно Seaforce класса Capesize приняло на борт 160,3 тыс. тонн.

«В качестве ключевых тенденций, определяющих деятельность ММТП, можно отметить увеличение числа крупнотоннажных судов, которые обрабатываются у причалов порта, — ​отметил Алексей Рыкованов. — ​За полгода было обработано 13 судов класса Capesize. В прошлом году их было восемь».

Историческое обновление

Для обеспечения растущего грузооборота в ММТП модернизируются и развиваются портовые мощности. В 2023 году завершается масштабный проект реконструкции причала № 2 и развития инфраструктуры Первого грузового района ММТП. Проект реализуется в рамках федерального проекта «Морские порты России», являющегося частью Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Причал № 2, построенный еще в 1916 году, был реконструирован в 1962-м. Последние 10 лет он не эксплуатировался, поскольку не соответствовал нормативам. Вскоре ситуация изменится — ​строительные работы уже завершены, в ноябре текущего года начнется эксплуатация объекта. В процессе реконструкции технические характеристики причала не только приведены в соответствие с современными требованиями, но и существенно улучшены. Проектная глубина увеличена до 12,35 м, а длина причальной линии — ​до 284 м с учетом швартового пала, что позволит выполнять здесь загрузку судов класса Panamax длиной до 229 м и дедвейтом до 82 тыс. тонн.

В ходе строительных работ было выполнено бетонирование объемом 5500 м3. Обустроена 381 трубная свая, а общая масса использованного металла составила 3775 тонн. «Причал становится современным сооружением и в этом году заработает, — ​отметил в ходе посещения строительной площадки губернатор Мурманской области Андрей Чибис. — ​Объем инвестиций — ​3,6 млрд рублей. Проект даст серьезное увеличение загрузки порта. После реконструкции грузооборот причала увеличится до 5 млн тонн, а всего порта — ​превысит 20 млн тонн. Это повысит доходы и объем налоговых отчислений в Мурманск».

Также в рамках проекта модернизирована инфраструктура Первого грузового района порта. Была произведена полная замена инженерных коммуникаций, увеличена мощность трансформаторных подстанций, обновлены сети электроснабжения и связи. Смонтирована и эксплуатируется стационарная система орошения, которая работает в круглогодичном режиме. Выполнены работы по обустройству системы ливневой канализации для полного сбора стоков с производственной площадки в очистные сооружения.

В интересах людей

Пристальное внимание ММТП уделяет вопросам социальной политики в разных сферах жизнедеятельности города и региона в целом. Стивидорная компания активно участвует в проектах по формированию комфортной городской среды и обновлению знаковых для Мурманска мест. Предприятие поддерживает и участвует в развитии хоккея с мячом в регионе, содействует развитию детско-юношеского спорта. На протяжении нескольких лет ММТП осуществляет шефство над мурманской гимназией № 8, в которой инициировал открытие первого в России транспортно-логистического класса.

В июне 2023 года в рамках Петербургского международного экономического форума генеральный директор АО «НТК» Михаил Кузнецов и губернатор Мурманской области Андрей Чибис подписали соглашение о сотрудничестве, которое направлено на укрепление и развитие транспортно-логистического комплекса, а также создание благоприятных условий для социально-экономического развития Мурманской области. «Мурманский морской торговый порт многие годы системно участвует в социально-экономической жизни области. Я уверен, что наше взаимовыгодное сотрудничество будет продолжаться и дальше. В конце концов, от успешного развития бизнеса выигрывают жители региона, которые остаются здесь жить и связывают свое будущее с этой прекрасной заполярной землей», — ​отметил в ходе подписания соглашения Михаил Кузнецов.

Как отметил Андрей Чибис, в 2023 году ММТП направит порядка 115 млн рублей на повышение качества городской среды, развитие образования, спорта, культуры, а также поддержку местных инициатив в интересах жителей Мурманской области. Среди них финансирование значимых проектов региона: хоккейного клуба «Мурман», праздника Севера, ремонта образовательных учреждений, создания архитектурно-художественной подсветки, благоустройства и озеленения дворовых и общественных пространств Мурманска, а также помощь ветеранским и инвалидным организациям. «Мы всегда приветствуем решения инвесторов участвовать в социальных проектах региона. Наша общая цель — ​повышение качества жизни людей, проживающих в Мурманской области», — ​прокомментировал губернатор.

Татьяна Вильде