1. Главная
  2. Журналы
  3. ПортНьюс
  4. Журнал №3 (сентябрь 2023)
  5. Рыбные порты — ​точки притяжения отрасли

журнал №3 (сентябрь 2023)

Портовая инфраструктура

Рыбные порты — ​точки притяжения отрасли

Изменения принципов международной торговли и сотрудничества заставили по-новому взглянуть на проблематику портовой инфраструктуры. Модернизация перевалочных мощностей в портах уже не является достаточной целью. Достичь долгосрочного устойчивого развития рыбной отрасли поможет единая интегрированная система с функционалом логистики, обслуживания и ремонта промысловых судов. Условия для комплексного обновления отраслевой инфраструктуры вновь создаст Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia.

Через Запад на Восток

События последних лет оказали существенное влияние на инфраструктуру хранения и логистики российской рыбной продукции. Санитарные ограничений периода пандемии коронавируса и последовавшее за ними разрушение устоявшихся цепочек поставок способствовали перестройке экспортной товаропроводящей цепи с Запада на Восток. Отрасли удалось в сжатые сроки переориентировать товарные потоки рыбной продукции, однако дальнейшее развитие требует расширения логистических возможностей рыбных портов. Кроме того, ввиду отказа ряда Скандинавских стран осуществлять обслуживание российских судов возросла потребность в новых судоремонтных мощностях в Северном рыбохозяйственном бассейне. Схожие потребности испытывают и рыбопромышленники Дальнего Востока.

В качестве структурной базы создающейся системы логистики и обслуживания целесообразно использовать существующие рыбные порты. Для устойчивого развития рыбной отрасли и расширения их логистических возможностей необходимо создать интегрированную инфраструктуру, способную обеспечить комплексное обслуживание судов, осуществлять хранение и перевозку рыбной продукции. Таким образом, она должна включать в себя одновременно перевалочно-складские, бункеровочные и судоремонтные мощности.

Инфраструктура для устойчивого развития

Рост перевозок во многом связан с отложенным эффектом увеличения доли рыбной продукции глубокой переработки. Сохранение ее потребительских свойств, свежести и качества требует особого подхода к организации логистики в части использования непрерывной холодильной цепи (НХЦ) на всем пути ее следования. Соответствующий законопроект, устанавливающий необходимость применения и принципы организации НХЦ, разрабатывается Ассоциацией организаций продуктового сектора (АСОРПС). Чтобы проект закона учитывал интересы всех участников товаропроводящей цепи, в 2021–2022 гг. на площадке Seafood Expo Russia совместно с АСОРПС были организованы тематические мероприятия, фокусирующиеся на вопросах перевозки рыбной продукции.

При этом важная роль функционирования всей системы низкотемпературного хранения и перевозок рыбной продукции отведена рыбным портам, без модернизации которых она не будет эффективной. Для открытия новых направлений экспорта, как и для наращивания поставок на внутренний рынок, нужны не только новые рефрижераторные вагоны и контейнеры, но и развитая логистическая инфраструктура портов, позволяющая организовать низкотемпературное хранение и быструю перевалку продукции.

Помимо обеспечения потребительских качеств рыбы и морепродуктов, интегрированная инфраструктура также поспособствует сохранению биоразно-образия. Оптимизированная логистика позволит добиться сокращения негативного воздействия на экосистемы и природные ресурсы за счет формирования бережного отношения к продукции и сокращения времени ее транспортировки до стола потребителя.

В этом году на площадке КВЦ «Экспофорум», одновременно с форумом и выставкой, 28 сентября впервые состоится Международная конференция по НХЦ Cold Chain Eurasia. Она станет ответвлением серии мероприятий по НХЦ и будет посвящена перевозкам не только рыбной, но и всей пищевой скоропортящейся продукции.

Инвестиции и частно-государственное партнерство

Чтобы обеспечить необходимые условия перевозки и хранения рыбной продукции, формируются целые инфраструктурные хабы, обеспеченные как перерабатывающими, так и холодильными складскими мощностями, — ​эти проекты включены в перечень объектов для строительства в рамках второго этапа распределения инвестиционных квот. Вопросы достаточности логистических комплексов, особенности температурной перевозки рыбы и морепродуктов будут рассмотрены в ходе Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий на круглом столе «Рыбная инфраструктура и логистика» 28 сентября, организованном Росрыболовством.

Повышенное внимание уделяется и судоремонту. Так, поправками в Налоговый кодекс предусмотрена возможность обнуления ставки налога на добавленную стоимость при ремонте судов, в том числе рыбопромыслового флота. Согласно новой норме, нулевая ставка НДС может применяться при заключении инвестиционных соглашений с Минпромторгом и Минфином. Модернизация мощностей судоремонта и меры государственной поддержки в числе вопросов судостроения и технического оснащения флота и предприятий переработки будут обсуждаться в рамках деловой программы.

Постоянное совершенствование рыбных портов и логистической инфраструктуры является ключевым фактором для долгосрочного развития российской рыбной отрасли. Создание интегрированной инфраструктуры, инвестиции и сотрудничество между регулятором, бизнесом и наукой способны обеспечить эффективное включение системы рыбных портов в систему промысла и логистики рыбной продукции, способствуя развитию отрасли, защите окружающей среды и социально-экономическому развитию прибрежных регионов.

Вопросы комплексной модернизации портовой инфраструктуры вновь окажутся в центре внимания экспозиции и деловой программы Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий. Мероприятие будет проходить 27–29 сентября в КВЦ «Экспофорум», г. Санкт-Петербург. Регистрация посетителей доступна на официальном сайте.