журнал №3 (сентябрь 2023)

Судостроение

Кооперация по модулям

Проект строительства ледостойкой арктической платформы ЛСП «А» для месторождения «Каменномысское-море» уникален не только степенью сложности морского сооружения, но и тем, что является одним из первых примеров создания кооперации российских судостроительных и промышленных предприятий, работающей по принципу «распределительной верфи».

Месторождение «Каменномысское-море» расположено в Обской губе Карского моря и осваивается «Газпромом». Акватория месторождения отличается экстремальными климатическими условиями: низкие температуры (до –60 °C), сильные штормы, небольшие глубины (от 5 до 12 м), толстые и плотные пресные льды.

Ключевым объектом обустройства в море станет специальная ледостойкая платформа ЛСП «А», строительство которой началось в июне 2020 года. Это масштабное сооружение имеет длину более 135 м, ширину — ​69 м, высота от основания до вертолетной площадки — ​41 м, общий вес — ​более 40 тыс. тонн. На ЛСП «А» будут размещены основной и вспомогательный буровые модули, эксплуатационный и энергетический комплексы, жилой модуль на 120 мест. Проект платформы выполнен отечественными конструкторскими бюро с учетом экстремальных ледовых и климатических условий, в которых будет вестись добыча газа.

В проект платформы включены передовые технические решения, которые позволят обеспечить высокий уровень промышленной и экологической безопасности, надежности эксплуатации объекта. Так, для защиты от мощных льдов опорное основание платформы имеет клиновидную форму, практически все оборудование размещается внутри корпуса ЛСП и не подвергнется негативному воздействию холода и ветра. Надежную фиксацию объекта на илистом дне Обской губы обеспечит гравитационно-свайное крепление: платформу поставят на грунт, заполнят подводную часть ЛСП морской водой, а затем закрепят с помощью 56 свай диаметром более 2 м, погруженных в грунт на 47 м.

Особенности строительства

При разработке проектной документации на этот объект был выполнен многофакторный анализ распределения судостроительных мощностей в России, а также стоимости и экономических показателей этих верфей. Чтобы ускорить процесс строительства этого масштабного морского объекта, выбор был сделан в пользу применения принципа «распределенной верфи», согласно которому ледостойкая платформа разбита на отдельные блоки (модули), которые могут изготавливаться на разных площадках. Для сооружения технологически сложного объекта задействованы мощности сразу нескольких российских судостроительных предприятий (входящих в Объединенную судостроительную корпорацию и компаний вне корпорации) и машиностроительных заводов. Заводы-изготовители определились по итогам тендеров, инициированных заказчиком.