журнал №3 (сентябрь 2023)

Судостроение

Новые буксиры для Камчатки

Основным сдерживающим фактором для увеличения инвестиционного потенциала, а также грузопотока и пассажиропотока порта Петропавловск-Камчатский является неразвитая инфраструктура. Морской порт остро нуждается в буксирах, способных обеспечить оперативную постановку крупнотоннажных судов к причалам в акватории порта, в том числе в условиях сложной ледовой обстановки.

С развитием Северного морского пути для порта Петропавловск-Камчатский открываются новые возможности увеличить грузооборот и диверсифицировать номенклатуру грузов. Для этого необходимо уже сегодня повысить качество сервисных услуг. В настоящее время ни один из имеющихся буксиров, приписанных к порту, не имеет технической возможности выполнять швартовочные операции крупногабаритных судов длиной свыше 200 метров. Нет возможности предоставить такие услуги и на рейдовых перевалках в акватории порта. Помимо этого, отсутствуют вспомогательные суда, которые могут быть задействованы в тушении пожаров.

В целях развития портовой инфраструктуры правительством Камчатского края совместно с проектно-конструкторской компанией АО «Нордик Инжиниринг» разработан проект многофункционального буксира ледового класса Arc4, проект NE034. Такой буксир способен обеспечить безопасность швартовых операций, заход в порт судов длиной 201–220 метров, выполнение работ в акватории порта Петропавловск-Камчатский, в том числе буксировочных и кантовочных операций, операций по пожаротушению и ликвидации аварийных разливов нефти, операций по снабжению для обеспечения гидростроительных и иных работ в акватории порта.

Отдельно проработан вопрос подбора судового комплектующего оборудования приоритетно российского производства, позволяющий минимизировать сроки строительства судов посредством оптимизации логистических цепочек. Доля российского судового комплектующего оборудования в проекте буксира NE034 составляет более 75%.

Механизмы, оборудование и системы судна проекта NE034 удовлетворяют требованиям правил по предотвращению загрязнения с судов, эксплуатирующихся в морских районах Российской Федерации. При проектировании учтены природно-климатические условия Охотского и Берингова морей для эксплуатации судна NE034.

«Ввиду сложившейся геополитической обстановки и принятого курса на импортозамещение строительство судов по вышеуказанному проекту должно благоприятно сказаться на увеличении загрузки мощностей российских предприятий и дать значительный синергетический эффект для повышения экономического потенциала Российской Федерации», — ​считают разработчики из АО «Нордик Инжиниринг». §

Софья Винарова