Ближайшие пять лет решать проблемы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и формировать ее новую стратегию развития будут банкиры. Какой будет ближайшая пятилетка для крупнейшей корпорации отечественного судостроения, а возможно, и для всей отрасли — пока вопрос, который уже стал источником домыслов, сценариев и прогнозов.
Правительство России в августе 2023 года приняло беспрецедентное решение — передать Объединенную судостроительную корпорацию в доверительное управление ВТБ на пять лет. Корпорация объединяет порядка 80% судостроительных активов страны, а значит, изменения, которые будут происходить в корпорации, отразятся на деятельности всего отечественного судостроения.
Последнее десятилетие отрасль интенсивно росла: верфи, проектные организации и смежники были обеспечены оборонными и гражданскими заказами. Пройдя фазу возрождения, судостроение перешло к этапу роста.
Буквально два-три года назад приходилось решать уже не вопрос загрузки производственных мощностей, а их нехватки. Возникла классическая проблема — для дальнейшего развития нужны средства. Строительство любого судна — это всегда «длинные» деньги, а для модернизации и обновления производственных мощностей их нужно гораздо больше, причем недорогих и на длительный срок. Сменить парадигму и перейти к экстенсивному развитию можно, только решив проблему финансирования.
Без финансов нет романсов
Финансовые проблемы в ОСК находятся под особым вниманием руководства страны. Год назад на совещании по развитию судостроительной отрасли президент РФ Владимир Путин раскритиковал действовавшего на тот момент главу ОСК Алексея Рахманова за заключение убыточных контрактов.
Позже в ходе прошлогоднего Восточного экономического форума (ВЭФ‑2022) при обсуждении причин убыточности контрактов Алексей Рахманов отметил, что «ни одного контракта, который был бы убыточным, в мою бытность как руководителя подписано не было». То, что они стали убыточными, произошло не по вине верфей, уверенно заявил Рахманов.
Тогда же статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов пояснил, что действительно, когда контракты заключались, по предварительным расчетам, они не были убыточными. «Но зачастую на такие контракты не было ни расчетной технической документации, ни нормального технического проекта, а только эскизы. Это была вынужденная мера. Поскольку верфи понуждали к тому, что нужно быстрее заключать контракты, быстрее строить, особенно по квотам. То есть выхода не было, нужно было реализовывать программу. Так получилось по факту. Естественно, никто не заключал заведомо убыточных контрактов», — сказал тогда Виктор Евтухов.
Причины понятны, но по факту корпорация работает в убыток. Годовой отчет за 2022 год ОСК публично не обнародовала. Однако летом текущего года Алексей Рахманов признал, что по итогам 2022 года корпорация получила убыток около 20 млрд рублей при консолидированной выручке более 350 млрд рублей.
Теперь решением этих проблем займется ВТБ. В ходе встречи президента России с главой ВТБ Андреем Костиным, во время которой было объявлено о передаче ОСК в доверительное управление банка, Владимир Путин заявил, что «проблем много и вопросов много, но это работающая структура и в целом набирающая темп в этой работе». По его словам, есть вопросы, требующие особого внимания, в том числе и со стороны специалистов банка. «Это связано с расчетами, с финансовым оздоровлением компании. Все, разумеется, не может быть сделано без поддержки правительства, и такая поддержка, разумеется, должна быть обеспечена со стороны правительства», — добавил он.
Таким образом, новым управленцам ОСК предстоит не только вывести корпорацию на безубыточную работу и реализовать программу ее финансового оздоровления, но и обеспечить ее развитие за счет привлечения внебюджетного финансирования. Масштаб необходимых вложений ранее озвучивал Алексей Рахманов. По его оценке, общий объем инвестиций, необходимых ОСК, составляет около 350 млрд рублей.
«С учетом того, что сегодня российское судостроение находится в фазе роста, безусловно, нужны дополнительные финансовые вливания, нужна серьезная модернизация верфей, особенно тех, что активно участвуют в выполнении заказов для ВМФ, нужны управленческие решения, новая стратегия развития корпорации», — процитировал ТАСС Виктора Евтухова.
Защита и грузы
Основная тема, обсуждаемая отраслевым сообществом и экспертами, — это перспективы перераспределения активов корпорации. Есть мнения, что велика вероятность сохранения в периметре ОСК только производственных мощностей, необходимых для выполнения гособоронзаказа. А верфи, ориентированные на гражданское судостроение, могут быть приватизированы. Другое мнение: продажа только непрофильных активов. Впрочем, пока это только домыслы.
Однако по опыту прошлых лет, а также практики стран-лидеров мирового судостроительного рынка — развивать необходимо как военное, так и коммерческое судостроение. «Изменения должны коснуться и военного, и торгового флота. Дело в том, что создать нормальное военное судостроение невозможно без гражданского. Мы сейчас наблюдаем это на многих примерах, главный из которых — это Китай», — поделился мнением с газетой «Взгляд» военный эксперт Илья Крамник.
По его словам, ведущие позиции в мировом судостроении занимают такие страны, как КНР, Япония, Южная Корея, контролирующие более 93% мирового объема коммерческого судостроения. При этом в США отмечается упадок военного кораблестроения, но они провалились и по гражданскому судостроению. «Поэтому России необходимо в первую очередь поднимать гражданское судостроение. И благодаря этому мы получим кадры и технологии для военного сектора», — цитирует газета Крамника.
В любом случае будущее активов ОСК станет понятным только после того, когда ВТБ представит новую стратегию развития корпорации. А пока специалисты ВТБ проводят аудит ОСК.
«Было принято решение зафиксировать ключевые показатели эффективности (доверительного управления. — Прим. ред.) через полгода. Сейчас специалисты банка проводят аудит», — цитирует ТАСС Виктора Евтухова. По его словам, новому главе корпорации предстоит «посмотреть, как выстроена работа головной компании», изучить финансовые потоки и управленческий, операционный, бухгалтерский учет на каждой верфи, в каждом конструкторском бюро.
Как команда финансистов будет решать проблемы ОСК — на данном этапе непонятно. Без опыта в судостроительной сфере банкирам придется нелегко. На первый взгляд, есть два варианта: либо получится, либо нет. Но для огромной страны нет права рисковать целой отраслью. Поэтому от ВТБ ожидают оперативных, взвешенных и, несомненно, правильных решений, чтобы возрожденное судостроение действительно получило мощный импульс к своему развитию. §
Татьяна Вильде