Выход к Каспийскому морю имеют пять государств, которые располагают примерно десятью крупными портами на Каспии, в том числе три российских: Астрахань, Махачкала и Оля. Грузооборот портов Каспия обеспечивается в основном навалочными и наливными грузами: металлами, зерном, лесом. Может ли российский Каспий стать воротами для международного коридора «Север — Юг»?
С 2015 года в общем грузообороте портов России на долю портов Каспийского бассейна приходится менее 1%. В 2018 году на Каспии в целом было перевалено до 5 млн тонн российских
грузов, в то время как грузооборот всех портов РФ составил 817 млн тонн.
Основные грузопотоки — экспорт зерна, черных металлов и лесных грузов в направлении Ирана из портов Астрахань и Оля, а также перевалка транзитной нефти из Казахстана и Туркменистана в порту Махачкала.
В период с 2014 по 2017 годы каспийские порты России демонстрировали отрицательную динамику грузооборота, которая за это время снизилась вдвое — до четырех млн тонн. Основное сокращение произошло за счет «ухода» нефти из Махачкалы и черных металлов из Астрахани.