К 2030 году при замещении «советских» серий проектов служебно-вспомогательного флота, помимо морских буксиров, будут особенно востребованы морские танкеры-бункеровщики и буксиры-толкачи смешанного река-море плавания мощностью 1200–1800 кВт, а также речные и река-море ледоколы.
«Морское инженерное бюро — СПб» («МИБ — СПб») выполнило обновленное специальное исследование состава существующего вспомогательного и буксирного флота. Всего было проанализировано состояние 4350 судов наиболее известных «советских» серий, построенных с начала 60-х годов прошлого столетия до начала нынешнего. В этом числе 126 бункеровщиков, 133 путейских и промерных судна, 450 речных портовых буксиров, 426 морских и река-море буксиров, 3185 речных буксиров-толкачей, 30 речных и река-море ледоколов.
В результате анализа было установлено, что в морских портах и на внутренних водных путях России сейчас работают 2570 судов «советских» серий морского и речного вспомогательного, буксирного и бункеровочного флота. Это порядка 60% от общей численности судов «советских» серий.
Ожидается, что в рамках установленных в исследовании статистических закономерностей списания устаревшего служебно-вспомогательного флота к 2025 году в эксплуатации останется 1750 таких судов, а к 2030 году — всего 898 судов (35% от сегодняшней численности).
Речные ледоколы
Из 30 построенных речных и река-море ледоколов «советских» серий к настоящему времени в работе остаются 18 судов со средним возрастом 43,7 года. Списаны уже одиннадцать судов (36,6%), все проекта 16 типа «Дон», в отстое находится одно судно проекта 1108 возрастом 46 лет. Прогнозируется, что к 2025 году в работе останутся 12 речных и река-море ледоколов старых серий, к 2030 году — шесть судов.