Роль и значение Северного морского пути (СМП) за последний год сильно возросли: ведь это единственный транзитный маршрут между Европой и Азией, находящийся в российской юрисдикции. Его использование позволяет избежать сложностей, связанных с санкционным давлением на российские суда. Однако для использования Севморпути «на полную» необходим мощный ледокольный флот. Впрочем, ледоколы нужны не только для Арктики.
Ледоколы для Арктики
В соответствии с указом президента РФ № 126 от 27 февраля 2023 года для развития инфраструктуры Арктической зоны должно быть построено семь универсальных атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт, один головной атомный ледокол-лидер мощностью 120 МВт и дополнительно четыре неатомных ледокола.
К настоящему времени уже введены в эксплуатацию головной ледокол проекта 22220 «Арктика» и два ледокола в серии — «Сибирь» и «Урал». На Балтийском заводе (Санкт-Петербург, входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) по заказу ФГУП «Атомфлот» ведется строительство еще двух ледоколов проекта — «Якутия» и «Чукотка», сдача которых запланирована на 2024 и 2026 годы. С их введением в строй группировка ледоколов данного проекта составит пять единиц.
По последним данным, в марте 2023 года Балтийский завод завершил погрузку баков металловодной защиты на борт строящегося атомохода «Чукотка».
В соответствии с распоряжением Правительства России от 29 декабря 2022 года на строительство шестого и седьмого ледоколов проекта 22220 (пятого и шестого серийных) из бюджета выделяется почти 60 млрд руб. Общая стоимость строительства шестого ледокола оценивается в 56,6 млрд руб., из бюджета будет выделено 28,3 млрд руб. Срок ввода в эксплуатацию — 2028 год. Стоимость строительства седьмого ледокола оценивается в 61,3 млрд руб., из бюджета будет покрыто 30,6 млрд руб. Срок ввода в эксплуатацию — 2030 год.
Как заявил генеральный директор ОСК Алексей Рахманов на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике в феврале 2023 года, корпорация, выйдя на серийный темп, сможет выполнять строительство атомных ледоколов проекта 22220 приблизительно за 4–4,5 года каждый.
«Три атомных ледокола уже работают на СМП, два находятся в достаточно продвинутой стадии постройки и еще два законтрактованы. И к 2028 году мы построим уже, получается, семь новых ледоколов, которые по сути обеспечат проводку до 80 млн тонн грузов по Северному морскому пути», — сказал глава ОСК.