Круизный, прогулочный и транспортный пассажирский флот объединяет не только общая задача — перевозка людей, но и общая проблема — крайне низкие темпы его обновления на фоне выбытия старого. В 2022 году тенденция не изменилась, особенно в части круизного флота: не сдано ни одного нового теплохода. В общей сложности в прошлом году в России сдано в эксплуатацию около 50 пассажирских речных судов. В основном это маломерные прогулочные и транспортные суда и катера. Лишь восемь из них пассажировместимостью более 30 человек.
Пассажирский флот эксплуатируется не только в туристических целях, но и выполняет прагматичные задачи — пассажирские региональные и межрегиональные перевозки зачастую являются единственным видом транспорта для территории. Основная часть перевозок пассажиров по воде в России выполняется речным транспортом, который устарел морально и физически. По статистике аналитического агентства Infoline, в середине 2021 года средний возраст пассажирских судов водного транспорта составлял 38 лет, круизных судов — более 49 лет.
За прошлый год ситуация с обновлением флота кардинально не изменилась. Эта информация подтверждается данными ФАУ «Российское Классификационное Общество» (РКО), которые «ПортНьюс» прокомментировали в ЦНИИМФ. «За 2022 год регистровая книга РКО пополнилась 51 новым пассажирским речным судном. Из них 48 судов построили и передали заказчикам российские предприятия и всего три — иностранные верфи. Однако в основном это маломерные суда и катера. Среди них можно выделить восемь относительно крупных судов пассажировместимостью более 30 человек. Это три скоростных пассажирских судна «Валдай 45-Р» — проект 23180 на 45 человек (Самарская область), «Метеор 120Р‑2» — проект 03580 на 120 человек (г. Ханты-Мансийск), катер «Стерх» — проект КС‑162 на 44 человека (Шурышкарский район, Ямал), «Пустозерск» — проект КС‑110–32а на 30 человек (г. Нарьян-Мар), теплоход «Иван Вересов» — проект 2105 (тип Фонтанка) на 50 человек (остров Кижи в Онежском озере), «Соталия‑1» — проект 03850 на 30 человек (г. Санкт-Петербург)», — пояснила научный сотрудник отдела морского транспорта АО «ЦНИИМФ» Юлия Посековская.
Под наблюдением Российского морского регистра судоходства (РС) в 2022 году было построено в общей сложности четыре пассажирских судна: три грузопассажирских (паромы), одно на воздушной подушке.
По оценкам Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), представленной на Восточном экономическом форуме генеральным директором компании Евгением Дитрихом, запрос регионов на пассажирские суда составляет более 250 единиц. Таким образом, задача по обновлению флота остается все так же актуальной.