1. Главная
  2. Журналы
  3. ПортНьюс
  4. Журнал №2 (июнь 2023)
  5. Движитель суверенитета судостроения

журнал №2 (июнь 2023)

Судостроение

Движитель суверенитета судостроения

Развитие отечественного двигателестроения в интересах судостроительной отрасли — ​еще один важный шаг для достижения максимального уровня импортозамещения в сфере водного транспорта. Акцент в этой работе необходимо делать на создание стабильного и предсказуемого спроса на продукцию заводов-производителей. Причем вместе с судовыми двигателями следует рассматривать и весь судовой движительный комплекс, номенклатура оборудования, которой необходимо заниматься, огромная.

Что имеем

Именно в судостроении приходится сталкиваться с таким разнообразием двигателей и движителей, которых, наверное, не встретить ни в одной другой отрасли. Здесь следует рассматривать двигатели мощностью от 200 кВт (для маломерных судов) и до огромных силовых установок (для газовозов) с мощностью по 45 000 и 60 000 кВт, набор мощности которых производится двигателями в 12 000, 14 000, 16 000 и более кВт.

Двигателестроение в России существует давно, эта отрасль развивается, поэтому говорить о том, что судовых двигателей нет совсем, нельзя. Отрасль представлена несколькими предприятиям. Безусловный лидер — ​коломенский завод группы «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Он производит двигатели от 1000 кВт. Хорошо зарекомендовали себя, в основном, на судах и кораблях ВМФ России двигатели Д42. Двигатели мощностью от 800 до 4500 кВт на базе семейства Д49 уже включены в те проекты, которые строятся на верфях ОСК. Коломенский завод создал новую линейку двигателей Д500 и Д300. «В 2022 году мы завершили проект по «оморячиванию» двигателя Д500, и сегодня в принципе мы готовы к его применению», — ​отметил генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов. С 2024 года планируется массовое производство двигателей Д500.

Группа «Трансмашхолдинг» с 2018 года реализует комплексную инвестиционную программу «Развитие двигателестроения» в мощностном ряду от 800–900 до 7350 кВт. Общий бюджет программы — ​свыше 35 млрд рублей. Группа уже потратила 12,5 млрд рублей собственных средств на данную инвестиционную программу. В результате ее реализации ТМХ сможет выпускать на базе коломенского завода до 700 двигателей в год в мощностном сегменте от 900 до 7350 кВт, а также ключевые компоненты к ним.