Разворот внешней торговли России на восточное направление стимулировал развитие транспортно-логистического комплекса Дальнего Востока. Особенно востребованными стали услуги по перевалке и хранению нефтепродуктов, а также бункеровке судов. Одним из ключевых игроков в этом сегменте является группа компаний «Морской Траст», производственные мощности которой представлены в Камчатском и Приморском краях. Директор по развитию ГК «Морской Траст» Борис Лаврентьев рассказал «ПортНьюс» о возможностях компании и стратегии ее развития.
— Борис Леонидович, что позволило компании быстро адаптироваться к новым экономическим реалиям и обеспечить возрастающие потребности бункеровочного рынка Дальнего Востока?
— История компании началась на Камчатке в «нулевые». Изначально это был нишевой бизнес, ориентированный на морскую бункеровку в акватории и портах морей Дальнего Востока. Основатели бизнеса изначально ставили задачу поступательного развития, формируя управленческую команду именно под такие цели. В 2007 году у компании «Морской Траст» было лишь одно судно — танкер «Ахиллес» дедвейтом 1450 тонн. Постепенно увеличивался флот компании, развивалась инфраструктура доставки и хранения нефтепродуктов, расширялся ассортимент реализуемого топлива, повышалось качество предоставляемых услуг. Вектор на многолетнее плодотворное сотрудничество привел к образованию в 2012–2014 гг. группы компаний.
Сегодня в оперативном управлении группы находится 19 судов, которые обеспечивают весь производственный цикл. Это 14 танкеров, портовые и прибрежные бункеровщики, морские и линейные танкеры грузовместимостью от 300 до 13 000 тонн, в том числе ледового класса, а также нефтеналивная баржа, два буксира-кантовщика и лоцманский катер. Плюс флот дружественных компаний, привлекаемый под отдельные задачи. Также в распоряжении группы есть две береговые нефтебазы, находящиеся в портах Петропавловск-Камчатский и Находка.
Это позволяет компании обеспечивать до 50% объема потребности рыбопромыслового и перерабатывающего флота Дальнего Востока, находящегося в местах промысла и постоянного базирования. Помимо этого, мы поставляем нефтепродукты на береговые перерабатывающие предприятия побережья Камчатского края, энергоснабжающие организации. В числе наших клиентов такие компании, как АО «Океанрыбфлот», ГК «Норебо», ГК «Гидрострой», ПАО «Находкинская база активного морского рыболовства», ООО «РН-Аэро», ПАО «Камчатскэнерго». То есть в настоящее время ГК «Морской Траст» — это многопрофильная компания, которая не только снабжает суда бункерным топливом, но и выполняет операции по оптовой продаже и перевозке нефтепродуктов, перевалке и хранению топлива на собственной базе, не имеющей аналогов на Дальнем Востоке по степени автоматизации технологических процессов и качеству услуг, имеет широкую географию практически по всем акваториям дальневосточных морей.
Объединение усилий и ресурсов обеспечили условия для реализации технически сложных инфраструктурных проектов. Гордость компании — современная высокотехнологичная нефтебаза в Петропавловске-Камчатском, на подходе новый комплекс в г. Находке Приморского края, также реализуется проект на Сахалине.
— Расскажите подробнее о ваших проектах на Камчатке и в Приморье.
— В рамках ТОР «Камчатка», резидентом которой является ООО «Морской Стандарт-Бункер» (входит в ГК «Морской Траст»), в 2021 году введен в эксплуатацию перегрузочный комплекс нефтепродуктов мощностью 500 тыс. тонн в год. В реализацию проекта вложено более 1 млрд рублей, из них 800 млн рублей составили собственные средства, еще 200 млн рублей привлечены у банков.
Комплекс имеет два резервуарных парка на 18 000 куб. м
(в том числе на 11 000 куб. м — мазута и на 7000 куб. м — светлых нефтепродуктов), два причальных сливо-наливных участка с возможностью перевалки 5000 куб. м топлива в сутки, автомобильную эстакаду налива в автоцистерны на четыре поста с возможностью перевалки более 1000 куб. м в сутки, продуктовую насосную станцию с производительностью перекачки нефтепродуктов 450 куб. м в час, а также здание физико-химической лаборатории и установку обеззараживания сточных вод. Кстати, оснащение нефтебазы позволяет производить работы по приему/выдаче нефтепродуктов круглосуточно.
Проект оказывает существенное влияние на экономику Камчатского края. На начало 2023 года инициатором проекта создано 528 новых рабочих мест, объем налоговых и иных бюджетных отчислений проекта в 2022 году составил более 300 млн рублей.
В Приморье мы реализуем проект в рамках режима Свободный порт Владивосток — создание перегрузочного комплекса нефтепродуктов в г. Находке. На сегодняшний день действующее высокотехнологичное предприятие оснащено семью резервуарами на 8500 куб. м, эстакадой разогрева и слива с вагонов мазутов любого класса, продуктопроводом на причал. Действующий пирс позволяет осуществлять швартовку судов кормой. В настоящее время ведется увеличение емкости хранения до 18,5 тыс. куб. м.
Эти два проекта обладают важнейшим для Дальнего Востока преимуществом — они замыкают самый протяженный в России транспортный коридор, связывая восточную оконечность Транссибирской магистрали АО «РЖД» с портами Камчатки. Таким образом, мы формируем на Дальнем Востоке вертикально интегрированную структуру нефтепродуктообеспечения, которая предлагает комплексные решения конечным потребителям в сегменте В2В — предприятиям рыбопромышленного и энергетического секторов экономики.
С точки зрения формата бизнеса, мы расцениваем себя как супермаркет на воде или колесах, в комплексе с услугой доставки ресурса «до дома», то есть до места нахождения конечного потребителя. Мы предлагаем оптимальный ресурс в конкретной точке.
— То есть подстраиваетесь под запросы клиента?
— Да. Под эти задачи увеличен флот и продолжается формирование морской и береговой инфраструктуры. Сейчас это действительно наше конкурентное преимущество.
Фактически мы создаем некую материальную базу для качественного изменения экономики региона присутствия. Это формирует доверие со стороны власти и бизнеса. Инвестиции в развитие территории подтверждают тот факт, что мы пришли всерьез и надолго.
— Какие планы дальнейшего развития бизнеса?
— Мы поступательно развиваемся во всех направлениях, которые входят в понятие вертикально интегрированной структуры. Это морская и железнодорожная логистика, нефтебазы, производственные лаборатории, оборудованные по последнему слову техники, цифровизация процессов.
Отдельная повестка для нас — это Северный морской путь (СМП). Очевидно, что Камчатка и Владивосток — это восточные хабы на маршруте СМП. И у нас уже есть конкретные проекты и партнеры, с которыми мы прорабатываем эти темы. В этом году мы начнем реализовывать проект по расширению нашего резервуарного парка на Камчатке с 18 000 до 28 000 куб. м, что обусловлено потребностями СМП.
Очевидно, что развитие СМП будет иметь мощный синергетический эффект, и сейчас мы изучаем вопрос с форматом своего участия. Возможно, что помимо обслуживания дальневосточных хабов в перспективе можем рассмотреть варианты участия и на западе: Мурманск, Архангельск, даже Санкт-Петербург, — уверен, мы сможем зарекомендовать себя и в этих регионах.
Немаловажно, что ГК «Морской Траст» уже участвует в перевозках по СМП с 2013 года.
Будем наблюдать за развитием СМП и постараемся интегрироваться в проект в том формате, в котором наше участие может оказаться полезным для общего дела. Нас вдохновляет идея возрождения сильной России, и для нас дело чести участвовать в этом. §
Олег Клименко