Если по итогам 2022 года бункерный рынок России просел на 14%, то первый квартал 2023 года показал обнадеживающие результаты, увеличившись на 25%. Положительное влияние на рынок в этом году оказывает стабилизация логистических схем с учетом новых реалий и оживление экономик стран АТР, в первую очередь Китая.
По итогам первого квартала 2023 года объем продаж бункерного топлива в России вырос почти на четверть в сравнении с показателем соответствующего периода прошлого года — примерно до 1,62 млн тонн. Отметим, что грузооборот морских портов России за тот же период вырос меньше — на 10%. Разницу в приросте бункерного и стивидорного рынков можно объяснить факторами, противоположными тем, которые играли против бункеровщиков в прошлом году. Во-первых, на смену ушедшим западным морским линиям пришли другие, во‑вторых, укрепление рубля, происходившее в прошлом году, сменилось его достаточно резким ослаблением.
Так, было открыто большое количество регулярных линий в страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Рассматриваются планы по запуску контейнерных линий из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в порты Южного и Северо-Западного бассейнов для разгрузки Восточного полигона железных дорог и дальневосточных портов, не справляющихся с резко выросшей нагрузкой. Впрочем, ожидать, что отечественные линии смогут полностью заменить по объемам потребления бункерного топлива иностранные, наверное, не стоит.
Что касается курса валют, то рубль по отношению к доллару с начала года ослаб примерно на треть, что сделало заправки в российских портах намного более привлекательными для судовладельцев. Впрочем, в случае реализации угроз по полному запрету экспорта из западных стран и их азиатских союзников в Россию ослабление рубля может смениться новой волной его укрепления, так что этот фактор остается в зоне высокой неопределенности.