1. Главная
  2. Журналы
  3. ПортНьюс
  4. Журнал №2 (июнь 2023)
  5. Новые вызовы рынка нефтепродуктов

журнал №2 (июнь 2023)

Бизнес-среда. В мире

Новые вызовы рынка нефтепродуктов

Пик структурной перестройки мирового рынка нефтепродуктов, видимо, пройден этой зимой вместе с введением Европой эмбарго, «потолка» цен на нефть и нефтепродукты из России. Российские нефтепродукты вышли на новые рынки сбыта в Латинской Америке, Северной и Западной Африке и на Ближнем Востоке, а Европа перешла на нефтепродукты Ближнего Востока и Индии. Логистика поставок налаживается, цены корректируются. Вместе с тем на глобальном рынке сохраняется неопределенность относительного устойчивого роста спроса на нефть и нефтепродукты в 2023 году.

Выход из режима аномальных цен

Крек-спреды на дизельное топливо в Европе в первом квартале 2023 года скорректировались, несмотря на эмбарго его импорта из России в Европу. Аналитики SberCIB Investment Research ожидают, что запуск новых  перерабатывающих мощностей в мире в 2023 году и более высокая загрузка НПЗ в Китае, а также увеличение экспорта нефтепродуктов из этой страны будут способствовать дальнейшей нормализации спреда на дизтопливо в Европе.

Ситуация с бензином обратная: маржа его переработки выросла до максимумов прошлого года. По мнению аналитиков, такой уровень крек-спреда неустойчив. В связи с чем они ожидают, что НПЗ скорректируют выпуск светлых нефтепродуктов в пользу бензина за счет дизтоплива. Обычно производственные процессы многих НПЗ позволяют менять выход продуктов на три — ​пять процентных пунктов. Это негативно повлияет на цены на бензин и сдерживает дальнейшее падение цен на дизтопливо.

Маржа переработки стандартного НПЗ в Европе в апреле упала более чем наполовину — ​до $6,5/барр. По прогнозам аналитиков SberCIB Investment Research, по мере нормализации крек-спредов на бензин и дизтопливо маржа переработки будет стремиться к $5/барр.

На экспортный нетбэк российских нефтепродуктов по-прежнему существенно влияют дисконты цен реализации дизельного топлива и бензина. Аналитики полагают, что эти дисконты будут иметь тенденцию к сокращению по мере нормализации ситуации с логистикой, а это может нивелировать снижение нетбэков на российские нефтепродукты.

Несмотря на рост оптовых цен на бензин на внутреннем рынке с начала года более чем на 30%, нетбэк внутреннего рынка (цена за вычетом всех налогов) все еще отстает от экспортного. Нетбэк внутреннего рынка на дизель продолжает достаточно точно следовать за экспортным нетбэком. Оптовые цены на бензин восстановились с минимумов января, и разница с экспортным нетбэком сократилась. В SberCIB Investment Research считают, что по мере снижения объемов нефтепереработки во втором квартале 2023 года из-за начала ремонтных работ на НПЗ предложение сократится еще больше, а внутренние оптовые цены подрастут.

Маржа переработки российских НПЗ также возвращается к нормальным уровням вслед за экспортными ценами на дизтопливо.

Перспективы изменения демпфера

В конце апреля стало известно, что правительство обсуждает способы сокращения размера выплат по топливному демпферу. Министр финансов Антон Силуанов отметил, что цель предложений — ​сократить их наполовину посредством введения специального коэффициента. В прошлом году эти платежи обошлись федеральному бюджету в общей сложности в 2,17 трлн руб., а в первом квартале 2023 года — ​в 253 млрд руб.

Демпфер, введенный в 2019 году, не предназначался в качестве субсидии нефтяным компаниям, а разрабатывался как механизм поддержания стабильных цен на внутреннем рынке в условиях волатильности цен на нефть, нефтепродукты и курса рубля к доллару. Демпфер обеспечивает НПЗ одинаковую рентабельность при поставках на экспортный и внутренний рынки. Такой механизм достаточно хорошо работал, особенно для дизтоплива, у которого нетбэк внутреннего рынка (чистая цена с учетом всех налогов) очень хорошо повторял динамику экспортного нетбэка. Прибыльность поставок бензина на внутренний рынок часто отставала от экспортного нетбэка, в том числе из-за вербальных интервенций Федеральной антимонопольной службы.

Предложение снизить размер демпфера в два раза с сентября потребует увеличения оптовых цен, чтобы поддержать паритет с ценой экспортного нетбэка. Если цены не вырастут, то доходность поставок на внутренний рынок упадет, и переработчики перестанут поставлять бензин на АЗС. НПЗ могут либо перенаправить это топливо на по-прежнему прибыльные внешние рынки, либо сократить объемы переработки. И в том и в другом случае это приведет к дефициту на внутреннем рынке и к последующему росту оптовых и розничных цен на дизтопливо и бензин.

По оценкам аналитиков SberCIB Investment Research, для компенсации выпадающего размера демпфера оптовые цены на бензин могут вырасти на 5000–6000 руб./т, или примерно на 10%. Такой рост цен не кажется чрезмерным. С начала года они уже поднялись на треть, сокращая диспаритет с экспортным нетбэком, который образовался осенью 2022 года.

Рост оптовых цен может вызвать сокращение маржи АЗС, которая была на очень высоком уровне зимой 2022–2023 годов. Аналитики считают, что без роста розничных цен на 5–10% до конца года валовая маржа АЗС может стать отрицательной. Это подтверждает тезис о том, что сокращение демпфера на бензин должно неизбежно привести к росту розничных цен.

Инструменты хеджирования

В условиях сильной ценовой волатильности и высокого риска дисбаланса предложения и спроса растет актуальность инструментов хеджирования цен на нефтепродукты.

Новые возможности срочного рынка РФ позволяют хеджировать цены на моторное топливо — ​бензин и дизель, торгуемые на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой бирже. За подробностями о возможностях Сбербанка по хеджированию можно обратиться к клиентскому менеджеру или другим представителям Сбербанка по обслуживанию клиентов корпоративного бизнеса.

Константин Самарин, старший стратег по сырьевым рынкам SberCIB Investment Researc