По объемам продаж традиционного судового топлива бункерный рынок России за 2022 год сократился на 14% по сравнению с предыдущим годом и составил 6,12 млн тонн. На фоне ухода крупнейших западных линий и коренной перестройки логистики иного ожидать и не приходилось. Изменится ли тенденция в 2023 году?
Российский бункерный рынок (нефтепродуктов) в 2022 году по объемам продаж опустился до десятилетних минимумов, составив 6,12 млн тонн. Это на 14% ниже показателя предыдущего года, в то время как совокупный грузооборот морских портов хоть и несущественно, но вырос — на 0,7%. Такую разницу можно объяснить двумя главными факторами. Первый — уход из России крупных западных морских линий и санкции. Второй — укрепление курса рубля, который в течение большей части прошлого года держался на уровне около 60 руб. за доллар США, что на 18% ниже показателя уровня на начало 2022 года.
В наступившем году оба эти фактора могут быть частично нивелированы. Так, нишу, которую ранее занимали иностранные линии, стали постепенно занимать отечественные: в течение года было открыто большое количество регулярных линий в страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Рассматриваются планы по запуску контейнерных линий из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в порты Южного и Северо-Западного бассейнов для разгрузки Восточного полигона железных дорог и дальневосточных портов, не справляющихся с резко выросшей нагрузкой. Впрочем, рассчитывать на то, что отечественные линии смогут полностью заместить по объемам потребления бункерного топлива иностранные, наверное, не стоит.
Что касается курса рубля, то, по оценкам большинства аналитиков, в 2023 году он будет ослабевать по отношению к основным валютам. Кроме того, в 2022 году отмечался рост продаж судового топлива на внутреннем рублевом рынке. Этот тренд четко проявился уже по итогам первого полугодия. Если до 2022 года поставки бункера на внутренний рынок составляли около 1%, то по итогам первого полугодия 2022 года этот показатель уже приближается к 10% от общих продаж.