1. Главная
  2. Журналы
  3. ПортНьюс
  4. Журнал №1 (март 2023)
  5. Грузооборот — ​от восточных ворот

журнал №1 (март 2023)

Логистика

Грузооборот — ​от восточных ворот

Прошедший год стал годом резкого и окончательного разворота внешней торговли России на восточное направление. Несмотря на интенсивность этого процесса и наличие «узких мест» в инфраструктуре, грузооборот морских портов не снизился, а даже немного вырос. На итоги наступившего года, в свою очередь, окажет влияние множество факторов, однако заданные в 2022 году тренды вряд ли изменятся.

Главные цифры

По данным Министерства транспорта России и Ассоциации морских торговых портов, грузооборот морских портов страны за 2022 год вырос на 0,7% — ​до 841,5 млн тонн.

Перевалка сухих грузов составила 404,7 млн тонн (–2%), в том числе 206,5 млн тонн угля (+1,8%), 45,3 млн тонн грузов в контейнерах (–26%), 45,1 млн тонн зерна (+6,4%), 24,5 млн тонн черных металлов (–15,7%), 24,2 млн тонн минеральных удобрений (+25,1%), 12,6 млн тонн руды (+6%), 6,6 млн тонн грузов на паромах (рост в 1,6 раза)

Перевалка наливных грузов составила 436,8 млн тонн (+3,4%), в том числе 256 млн тонн сырой нефти (+7,5%), 138,8 млн тонн нефтепродуктов (–5,3%), 35,2 млн тонн сжиженного газа (+8,8%), 4,5 млн тонн пищевых грузов (+8,6%).

Контейнерооборот морских портов России за 2022 год сократился на 23% — ​до 4,3 млн TEU (данные по контейнерообороту приведены на основании аналитики от Global Ports).

Снять зависимость

Объем перевалки российских внешнеторговых грузов через порты стран Балтии за 2022 год сократился более чем на 13%, составив почти 16 млн тонн. Это примерно 2% от общего грузооборота морских портов России.

Тем не менее объем перевалки руды и угля через порты сопредельных стран даже вырос: руды было перегружено в 1,8 раза больше, чем в прошлом году (3,3 млн тонн), а угля — ​в 3,4 раза (3,4 млн тонн). Двукратный рост показала и перевалка металлов через порты прибалтийских государств. Рост перевалки угля через порты сопредельных стран был связан, по-видимому, с повышенными закупками перед введением эмбарго странами ЕС.

Снижение же произошло, главным образом, за счет резкого сокращения перевалки минудобрений в связи с началом работы соответствующих терминалов в порту Усть-Луга: перегрузка российских удобрений через Прибалтику снизилась в пять раз — ​до 1,5 млн тонн.