Власти Петербурга предоставили льготы стивидорным компаниям в виде налогового вычета с целью помочь переориентировать контейнерные терминалы на иные виды грузов. Портовики воспользоваться помощью пока не спешат.
Подставить законодательное плечо
В конце января губернатор Петербурга подписал региональный закон о внесении изменений в два других закона — «О налоговых льготах» и «Об установлении на территории Санкт-Петербурга налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения».
Общий смысл поправок заключается в предоставлении инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль для компаний, занятых «транспортной обработкой грузов» (ОКВЭД 52.24).
В пояснительной записке указывается на то, что в петербургском порту «высокая доля контейнерного бизнеса», а в этой сфере наблюдается «практически полная приостановка» с марта 2022 года. В связи с негативными тенденциями «предприятия испытывают дефицит оборотных средств для поддержания текущей операционной деятельности». Для переориентации же на другие грузы требуются серьезные инвестиции. Налоговый вычет, как предполагается, «позволит стивидорным компаниям реинвестировать полученные вследствие уменьшения налоговой нагрузки средства на обновление и модернизацию основных средств, а также пополнить оборотные средства».
Именно по контейнерным терминалам, расположенным в Большом порту Санкт-Петербург, пришелся самый сильный связанный с санкциями удар. В то время как общий контейнерооборот в морских гаванях страны упал примерно на 23% в TEU и на 26% в весовом выражении в 2022 году по отношению к 2021-му, в Северной столице снижение в TEU составило почти 55%. Глубже падение было только в Калининграде. А в ряде регионов, в первую очередь на Дальнем Востоке и Севере, оборот «ящиков», напротив, увеличился.