Ключевые заказчики российского рынка дноуглубления намерены консолидировать усилия для реализации инфраструктурных морских транспортных проектов, в том числе арктических. Для выполнения этой задачи России предстоит создать производительный дноуглубительный флот, способный по своим техническим характеристикам выполнять большие объемы работы в морских портах страны.
Российский рынок дноуглубления, как и многих других стран, до начала 2022 года был зависим от участия иностранных компаний. В эпоху здоровой глобализации такой подход по организации дноуглубительных работ, особенно при строительстве новых акваторий и морских каналов с большим объемом извлекаемого грунта, был экономически оправдан.
С уходом крупных европейских подрядчиков (Van Oord, Boskalis, Jan de Nul, DEME), привлекаемых к реализации арктических инфраструктурных проектов, а также иностранных партнеров по строительству высокотехнологичных дноуглубительных судов, в России возникла острая потребность в создании собственного технического флота. Эта тема стала одной из наиболее обсуждаемых участниками VI конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление», организованного медиа-группой «ПортНьюс».
В режиме дефицита
Из-за санкционных ограничений и проблем с привлечением техники под иностранным флагом ключевые заказчики инфраструктурных проектов — ФГУП «Росморпорт» (в большинстве морских портов страны) и ФГУП «Гидрографическое предприятие» (отвечает за развитие портов вдоль Северного морского пути) — столкнулись с проблемой нехватки технического флота.
Существующий сегодня в России дноуглубительный флот на порядок уступает флоту специализированных зарубежных компаний, которые покинули российский рынок. По оценкам ФГУП «Гидрографическое предприятие» (входит в госкорпорацию «Росатом»), представленным генеральным директором предприятия Александром Бенгертом, совокупная емкость трюмов самоотвозных земснарядов в нашей стране составляет 39 тыс. куб. м, в то время как только у одной бельгийской компании DEME емкость трюмов самоотвозных дноуглубительных судов в составе собственного флота — 240 тыс. куб. м. То есть разница не в нашу пользу — более чем в шесть раз.
Дефицит подрядчиков привел к росту стоимости дноуглубительных работ, которые, как известно, составляют львиную долю в общей смете строительства порта. Стоимость дноуглубительных работ в России за 2022 год возросла на 30%, рассказал в ходе Конгресса начальник управления инвестиций и стратегического развития ФГУП «Росморпорт» (в периметре Росморречфлота) Андрей Болдорев. Дефицит дноуглубительного флота есть по всем направлениям. «Быть может, за исключением Дальнего Востока», — добавил докладчик, объясняя это возможностью оперативно привлекать китайские компании для работ в Дальневосточном бассейне.