Уход зарубежных поставщиков стал испытанием для отечественной промышленности, в том числе и судостроения. Многим удалось успешно пройти стресс-тест, но в ряде случаев сложности были неизбежны. Проблемы возникли с критически важным судовым оборудованием: двигателями, энергетическими установками, рулевыми машинами и т. д. Для решения этой задачи еще предстоит выстроить эффективное взаимодействие частных инвесторов и государства, подкрепленное взаимными гарантиями.
Именно в прошлом году для отечественных производителей и их идейного интегратора — Минпромторга России пришло время предъявлять конечному потребителю результаты более чем восьмилетней работы по импортозамещению. Несмотря на громкое название, идея сводилась к одному — восстановлению отечественной промышленности и налаживанию серийного производства качественной и экономически выгодной для всех участников производственной цепочки продукции.
Импортозамещающий марафон
В рамках государственных программ на долгосрочную перспективу была создана и периодически корректировалась взаимоувязанная система целей, задач, мероприятий. Для их реализации были внедрены механизмы государственной поддержки. В их числе такие, как софинансирование НИОКР и капитальных вложений (в том числе в рамках федеральных целевых программ), субсидирование части затрат на техническое перевооружение и модернизацию основных фондов, стимулирование спроса на готовую продукцию. В части отраслей ОПК — это, прежде всего, государственный оборонный заказ (ГОЗ). Для производителей гражданской продукции — поддержка в рамках государственных и муниципальных закупок, субсидирование по кредитам на приобретение некоторой машиностроительной продукции (автомобили, авиатехника, продукция судостроения), а также создание инфраструктуры для реализации комплексных инвестиционных проектов, в том числе в рамках инновационных территориальных кластеров.
В судостроении последнее десятилетие самыми популярными мерами господдержки стали: субсидирование процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам при приобретении нового судна, судовой утилизационный грант, строительство рыбопромысловых судов с применением механизма инвестиционных квот. Они оказались наиболее эффективными и создали условия, стимулирующие отечественных заказчиков строить суда на российских верфях. Однако без особого внимания остался вопрос применения в проектах отечественного судового комплектующего оборудования (СКО).