журнал №4 (декабрь 2022)

Логистика

Через север на восток

В условиях разворота логистики на Восток Северный морской путь приобретает все большее значение. Арктическая трасса должна эффективно использоваться не только для экспорта сырья с месторождений, но и в качестве каботажного коридора и точки выхода для речных маршрутов.

Грузоотправители в 2022 году не только выполняют целевые показатели по перевалке грузов по Северному морскому пути (СМП, Севморпуть), которые составляют 31–32 млн тонн в год, но и перевыполняют их. Ожидается, что по итогам года грузооборот достигнет 33,8 млн тонн, что на 0,8 млн тонн больше, чем в прошлом году. Такие данные озвучили представители госкорпорации «Росатом» на совещании по развитию СМП, которое 25 октября провел вице-премьер РФ Александр Новак. Напомним, в плане развития СМП до 2035 года, утвержденном в августе 2022 года, указано, что годовой грузопоток должен составить в 2024 году 80 млн тонн, в 2030 году — ​150 млн тонн, в 2035 году — ​220 млн тонн.

В сложившейся геополитической ситуации складываются условия для более интенсивного использования СМП для экспорта сырьевых грузов, которые и так превалируют в структуре грузопотока. Речь идет прежде всего о газе, нефти, руде и угле с арктических месторождений.

В этой связи нельзя не отметить, что из-за западных санкций поставки нефти в Европу должны прекратиться уже с декабря 2022 года, а нефтепродуктов — ​с февраля 2023 года. Экспорт газа на европейском направлении также, как ожидается, будет падать. Соответственно, эти потоки необходимо перенаправить на азиатские рынки, а Северный морской путь может сыграть в этом свою роль ввиду дефицита пропускной способности как трубопроводного, так и железнодорожного транспорта на восточном направлении.

Выступая на международном форуме «Российская энергетическая неделя» в октябре 2022 года президент России Владимир Путин заявил, что государство будет оказывать полную поддержку проектам по созданию терминалов сжиженного природного газа (СПГ). Действительно, переориентация газовых потоков из Европы на другие рынки потребует не только развития трубопроводной инфраструктуры, ориентированной на восточное направление, но и танкерных перевозок СПГ. Не секрет, что основные проекты по сжижению газа в настоящее время сосредоточены именно в Арктике.

То же самое справедливо и для экспорта нефти. «Мы, безусловно, готовимся к ситуации, которая будет с декабря, с эмбарго на поставку нефти и с февраля — ​нефтепродуктов, — ​сказал, в свою очередь, на упомянутом форуме заместитель председателя правительства России Александр Новак. — ​Для этого мы готовим ряд проектов по переориентации наших энергетических ресурсов на Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион… Конечно, мы рассчитываем, что наш экспортный потенциал сохранится, несмотря на сложности и трудности, которые есть. Россия останется крупным ведущим энергетическим партнером для потребителей, и, поскольку потребление энергии в мире будет расти, …мы будем в этом энергетическом рынке одним из основных игроков, партнеров».