С уходом крупных европейских подрядчиков с российского дноуглубительного рынка ключевые заказчики инфраструктурных проектов на морских акваториях задумались о создании собственного мощного дноуглубительного флота.
В эпоху экономических потрясений именно морской и речной транспорт является ключевым звеном мирового товарооборота. Для работы флота нужны глубоководные порты и судоходные каналы. Таким образом, в сфере инфраструктурного строительства дноуглубительные работы по-прежнему остаются краеугольным камнем, как самые технологические сложные и дорогостоящие.
Смена транспортного вектора в России с Запада на Восток не сильно сказалась на планах портового строительства. Большая часть новых портов и их акваторий, как и прежде, запланирована в Арктике, где продолжают развитие проекты по добыче полезных ископаемых, и в Дальневосточном бассейне, порты которого будут развиваться дальше параллельно с расширением пропускной способности Восточного железнодорожного полигона.
Южные порты страны также нуждаются в обновлении инфраструктуры. Планы по ремонту и реконструкции внутренних водных путей (ВВП) РФ становятся все более значимыми с развитием международного транспортного коридора «Север — Юг». Все эти инфраструктурные проекты могут существенно увеличить потребности государства и рынка в дноуглубительных работах и техническом флоте.
Российский рынок дноуглубления, как, впрочем, и многие национальные дноуглубительные рынки, многие годы был зависим от участия иностранных компаний. Основные работы по строительству новых акваторий и морских каналов с большим объемом извлекаемого грунта способны выполнить лишь пять крупных подрядчиков, которые традиционно и покрывают мировой спрос: это большая европейская дноуглубительная четверка (Van Oord, Boskalis, Jan de Nul, DEME) и китайская компания СССС. Санкционный режим перекроил многие устоявшиеся рынки, исключением не стал и сегмент российского дноуглубления.
Существующий российский морской специализированный флот уступает флоту ведущих зарубежных компаний по составу, производительности, технической оснащенности и технологиям. Крупнейшие операторы — это ФГУП «Росморпорт» (9 единиц) и ООО «Гидрострой» (5 единиц). Кроме того, два дноуглубительных судна имеет АО «МРТС» и по одному — ЗАО «Балтдрага» и ОТЭКО. Емкость трюмов отечественного дноуглубительного флота невелика — до 40 тыс. кубометров суммарно.