С ужесточением санкций перед российским правительством и судостроительной отраслью в 2022 году стоит задача в кратчайшие сроки наладить разработку и производство отечественного судового комплектующего оборудования (СКО). Редакция журнала «ПортНьюс» сделала выборку ключевых решений и заявлений по этой теме и собрала подборку новейшего российского оборудования, созданного в рамках программы импортозамещения.
МНЕНИЯ
— Разработка каждой единицы оборудования обязательно должна завершаться серийным производством с дальнейшим внедрением.
Премьер-министр России Михаил Мишустин
— Производство импортозамещенного оборудования обходится в четыре раза дороже, чем его проектирование.
Глава ОСК Алексей Рахманов
— На цели импортозамещения судового комплектующего оборудования в течение трех лет планируется выделить 21 млрд руб.
Статс-секретарь — замглавы Минпромторга Виктор Евтухов
РЕШЕНИЯ
- Безусловная локализация производства названа приоритетом в изменениях к госпрограмме развития судостроения. В прежней редакции значилось обеспечение максимальной локализации.
- Минпромторг предложил финансировать в рамках импортозамещения убыточные проекты. Правительство России пересматривает подход к программе импортозамещения в сторону финансирования планово убыточных проектов.
- По данным Минпромторга России, затраты на НИОКР по СКО планируется возмещать до 80%. Конкурс на получение субсидии будет проводиться Минпромторгом России 2 раза в год. Объем финансирования на 2022 год составит 7 млрд руб., на 2023 год — 14 млрд руб., на 2024 год — 1 млрд руб.
- Правительство России направит в 2022 году 7 млрд руб. на разработку, создание и внедрение наиболее важного судового оборудования.
- Это позволит подготовить собственные эскизные проекты по 40 типам таких изделий и достроить более 100 судов общей стоимостью 500 млрд руб.
- Минпромторг России докапитализировал программу грантовой поддержки обратного инжиниринга. В 2022 году на эти цели будет выделено более 2 млрд руб.
- Фонд развития промышленности одобрил льготный заем АО «Атомэнергомаш» (дивизион «Росатома») в 362,7 млн руб. на первый проект дивизиона. Проект направлен на импортозамещение гребных винтов.
НОВИНКИ 2022 ГОДА
Движительно-рулевые колонки ДРК1200М
Головной филиал НПО «Винт» АО «ЦС «Звездочка» (входит в ОСК) в 2022 году начал серийное производство движительно-рулевых колонок ДРК1200М. Колонки будут установлены на строящийся сухогруз проекта RSD59. Предприятие также разрабатывает: подруливающие устройства, водометы и винты регулируемого и фиксированного шага для комплектации гражданских судов.
ГТА-8 для газодобывающих морских платформ
Объединенная двигателестроительная корпорация «Ростеха» приступила к заводским испытаниям газотурбинного энергетического агрегата для ледостойких плавучих платформ добычи природного газа. ГТА-8 стал первым импортозамещающим российским агрегатом морского применения в этом сегменте.
Фильтры забортной воды
ООО «Винета» во взаимодействии с специалистами АО «Нордик инжиниринг» в октябре 2022 года получило заключение Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ на фильтры забортной воды и автоматически действующее закрытие воздушных труб с предохранительной пламяпрерывающей сеткой и поплавком.
Новый аппарат для подводной сварки
В филиале Военного учебно-научного центра «Военно-морская академия» — Научно-исследовательском институте (НИИ) (спасания и подводных технологий) проводятся испытания нового аппаратного комплекса сварки с самозащитной порошковой проволокой для подводной сварки и резки. Комплекс разработан в рамках программы импортозамещения и не имеет аналогов в мире.