Под влиянием геополитических и экономических факторов в 2022 году структура и направление грузопотоков России резко изменились с северо-западного направления на юг и восток. Для эффективного разворота логистики еще предстоит решить проблемы с ограничением провозной способности железнодорожной инфраструктуры к дальневосточным портам, нехваткой торгового флота и перепрофилировать недозагруженные портовые мощности.
Порты России в этом году переживают не самые лучшие времена. Впрочем, в целом катастрофического падения грузооборота не произошло: за январь-сентябрь 2022 года объем перевалки российских портов уменьшился на 0,5%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, и составил 619,2 млн тонн.
По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), объем перевалки сухогрузов составил 293,3 млн тонн (–5,5%), в том числе: угля — 150,3 млн т (–2,6%), грузов в контейнерах — 34,1 млн т (–25,0%), зерна — 28,4 млн т (–10,8%), минеральных удобрений — 16,7 млн т (+20,8%), руды — 10,2 млн т (+17,7%), черных металлов — 19,5 млн т (–10,3%).
Перевалка наливных грузов возросла на 4,6% — до 325,9 млн тонн, в том числе сырой нефти — 192,6 млн т (+10,8%), нефтепродуктов — 102,7 млн т (–7,1%), сжиженного газа — 26,2 млн т (+11,3%), пищевых грузов — 3,2 млн тонн (+6,7%).
Контейнерная передислокация
В отдельных сегментах и регионах произошли радикальные изменения. В большей степени разворот грузопотока отразился на работе контейнерных терминалов Балтийского бассейна, через которые традиционно шла львиная доля контейнеропотока.
В соответствии с Контейнерным отчетом за 9 месяцев 2022 года, подготовленным Infranews, порты Балтийского бассейна потеряли 52% оборота, перевалив 898,9 тыс. TEU против около 1,9 млн TEU годом ранее; Азово-Черноморского бассейна — 10,7% оборота, перевалено 553,93 тыс. TEU против 620,49 тыс. TEU годом ранее.
При этом перевалка контейнеров в Дальневосточном бассейне по итогам января-сентября выросла на 6,9%, до 1,66 млн TEU. Рост контейнерооборота в Арктическом бассейне составил 20,7%, в Каспийском — 97%.
Контейнерные мощности Дальнего Востока оказались перегруженными. «В дальневосточных портах сейчас настоящий логистический бум. Объемы перевалки контейнеров таковы, что специалисты работают без перерыва на выходные, днем и ночью», — отметил в сентябре текущего года в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ‑2022) президент РФ Владимир Путин.