Нарушение мировых логистических цепочек вслед за введенными против России международными санкциями привело к сокращению спроса на бункерном рынке в портах России. В первом полугодии 2022 года объем продаж судового топлива упал на 15% — до 2,86 млн тонн, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
Российский рынок бункерного топлива переживает непростые времена — объемы продаж судового топлива достигли самых низких показателей за последние десять лет. В первом полугодии 2022 года объем продаж судового топлива в российских портах упал, по сравнению с соответствующим показателем прошлого года, на 15,3% — до 2,86 млн тонн. Вместе с тем, динамика работы стивидорного комплекса страны не столь негативна. Грузооборот морских портов России в 2022 году снизился только на 0,5% и составил 410 млн тонн. Однако снижение судозаходов оказалось ощутимым.
Бункеровка иностранных судов стала почти невозможной из-за снижения трафика морских судов в российские порты вследствие санкций и разрыва экономических связей. Помимо сокращения заявок на бункеровку, на этот сегмент оказывает сильное влияние валютный курс. Если укрепление рубля продолжится, то российскому бункерному рынку в части валютных бункеровок грозит практически полное обнуление. Впрочем, нивелировать негативные последствия бункерный бизнес отчасти может за счет роста продаж судового топлива на внутреннем рублевом рынке. Этот тренд уже четко проявился по итогам первого полугодия. Если до текущего года поставки бункера на внутренний рынок составляли около 1%, то по итогам первого полугодия 2022 года этот показатель уже приближается к 10% от общих продаж. В основном это происходит за счет роста покупок судового топлива отечественными рыбопромысловыми компаниями преимущественно в Мурманске и Архангельске, которые стали испытывать сложности с заходом судов в иностранные порты.
Очевидно, что, адаптировавшись к сложившейся геополитической обстановке, российский бункерный рынок начнет восстанавливаться, поскольку исключить Россию из морских логистических цепочек международной торговли невозможно. Сейчас будет формироваться глобальная перестройка логистических цепочек. Из-за резкого сокращения взаимодействия Европы с Россией происходит разворот грузопотоков с северо-западного направления на Восток и Юг.