Конфликт на Украине, последствия пандемии COVID — вот главные дестабилизирующие факторы, оказавшие существенное влияние на рынок морских перевозок в первом полугодии 2022 года. «ПортНьюс» собрал выводы ведущих отечественных и зарубежных аналитиков о ситуации на рынке.
В мире
Главными факторами, дестабилизировавшими работу цепочек поставок во втором квартале, стали карантины в Китае и Европе, на них наложился украинский кризис, отмечается в Контейнерном отчете по итогам I полугодия 2022 года от информационно-аналитического агентства Infranews.
Так, отмечается сокращение контейнерной торговли Европы с Россией в результате прекращения большинства линейных сервисов из-за санкций против России. Портовый комплекс Антверпен/Брюгге сообщил, что по итогам первого полугодия контейнерооборот порта в торговле с Россией сократился на 39% к уровню аналогичного периода прошлого года, Роттердам, не приводя цифр, констатировал, что 5% снижение оборота за полугодие обусловлено тем, что трафик в/из России к лету сошел на нет.
Продолжающийся и углубляющийся кризис заставляет грузовладельцев и операторов перенастраивать логистику, маршрутные сети, наращивать мощности. Операторы инвестируют в смежные сегменты, чтобы обеспечить большую операционную гибкость и контроль над логистической цепочкой: в развитие авиаперевозок, усиление логистических дивизионов, приобретение логистической инфраструктуры и активов.
Эта активность беспокоит грузовладельцев. Международный транспортный форум (International Transport Forum — ITF) — организация, входящая в структуру ОЭСР, опубликовала новый отчет, изучающий причины и последствия продолжающихся масштабных сбоев в индустрии морских контейнерных перевозок.
Авторы отчета заявляют, что причиной нынешнего кризиса стала неправильная политика регуляторов, допустивших глобализацию индустрии контейнерных перевозок. В результате локальные проблемы в цепочках поставок распространились на другие регионы и далее по всему миру. И начавшаяся агрессивная вертикальная консолидация индустрии грузоперевозок увеличивает риски и создает новые.
В Европе важным явлением становится резкое сокращение объемов железнодорожных контейнерных перевозок в сообщении Европа — Азия через территорию России из-за украинского кризиса. Между тем статистика портов и трафика через Суэцкий канал свидетельствует о том, что на морские линии эти объемы не переориентировались. То есть эти перевозки просто встали.