журнал №3 (2022)

Портовая инфраструктура

Арктический рекордсмен

Крупнейший универсальный порт за полярным кругом — Мурманский морской торговый порт подтвердил статус важнейшего логистического узла, обеспечивающего развитие Северного морского пути и освоение Арктической зоны. В 2021 году порт поставил новый рекорд, отправив по Севморпути 700 тыс. тонн каботажных грузов.

Мурманский порт — лидер среди портов Арктического бассейна. Он входит в топ‑5 по объемам перевозки грузов (в 2021 году грузооборот составил 54,5 млн тонн), сообщил в рамках ПМЭФ‑2022 губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Одной из крупнейших стивидорных компаний в российской Арктической зоне является Мурманский морской торговый порт (АО «ММТП» — входит в дивизион Национальной транспортной компании (НТК), СУЭК), которому в сентябре текущего года исполнилось 107 лет. Сегодня ежегодный грузооборот ММТП составляет порядка 17 млн тонн.

Результат в достижениях

Незамерзающий глубоководный порт обеспечивает надежный выход в Мировой океан. Одна из ключевых его особенностей в том, что он универсальный и может работать с различными грузами, поставляемыми для европейского и азиатского рынков. «АО «ММТП» — является отправной точкой Северного морского пути (Севморпуть, СМП), который становится все более востребованным на мировом рынке. Особенно важно то, что через порт ведется перевалка грузов для реализации арктических проектов и обеспечения жизнедеятельности заполярных регионов», — подчеркнул исполнительный директор АО «Мурманский морской торговый порт» Алексей Рыкованов. В 2021 году порт поставил новый рекорд, отправив по Севморпути 700 тыс. тонн каботажных грузов.

Еще одно яркое достижение прошлого года — реализованная рекордная арктическая программа, в том числе и по перевалке железорудного концентрата для транспортировки по Северному морскому пути между терминалами ММТП, Мурманского балкерного терминала (ООО «МБТ») и портами Китая. В 2021 году отправка судовых партий железорудного концентрата по СМП через причалы ММТП и МБТ увеличилась более чем в два раза и составила рекордные 968 тыс. тонн. Средняя интенсивность погрузки навалочных грузов составляет около 35 тыс. тонн в сутки. Мощности ММТП и МБТ позволяют осуществлять перевалку любых генеральных и навалочных грузов, в том числе крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных весом до 80 тонн.

Развитие этого направления стало возможным благодаря взаимодействию и совместной работе АО «ММТП», ООО «МБТ» и судоходной компании «МАСКО» вместе с партнерами — компаниями АО «НТК», АО «СУЭК», АО «МХК «ЕвроХим» и ОАО «РЖД». «С приходом в 2012 году в Мурманск Сибирской угольной энергетической компании и чуть позже — Национальной транспортной компании порт получил качественно новый импульс для развития», — сказал Алексей Рыкованов.

Слаженная работа всех участников сформировала новый тренд — воссоздание единого мурманского транспортно-­логистического комплекса, что открывает новые возможности для его развития.

ММТП — один из немногих портов в европейской части России, где можно круглогодично принимать и обрабатывать суда класса Capesize, которые являются одними из самых больших в современном торговом флоте. В 2021 году порт расширил программу работы с такими морскими гигантами, обработав за прошлый год 22 судна общей грузоподъемностью 3,3 млн тонн (для сравнения — в 2020 году в порту было обработано 14 таких судов). Увеличение количества судозаходов крупнотоннажных судов в ММТП позволило поставить еще один рекорд. Первого сентября прошлого года на борт судна SEAFORCE было погружено 160,3 тыс. тонн угля. Это максимальная грузовая партия за всю историю порта.

При работе с железорудным концентратом также увеличился тоннаж судовых партий: в 2021 году в ММТП и МБТ были обработаны три судна типа BabyCape c судовыми партиями более 100 тыс. тонн.

«Перед нашим государством стоит амбициозная задача по развитию Арктики, — отметил Алексей Рыкованов. — Освоение Севморпути является одним из ключевых элементов для ее решения. С увеличением грузопотоков по этому маршруту СМП становится по-настоящему важной мировой транспортной артерией. Опыт работы Мурманского морского торгового порта в арктических условиях — это уникальный ресурс, причем не только нашего предприятия».

В 2022 году ММТП не сбавляет обороты и продолжает устанавливать новые производственные рекорды. Особо продуктивным для ММТП выдался май 2022 года. По итогам месяца мурманские портовики обработали 1,644 млн тонн груза, что превысило запланированный показатель более чем на 10%. Помимо этого, грузооборот грузового района № 2 составил рекордные 999,310 тыс. тонн.

Сразу два новых производственных рекорда были установлены в канун Дня работников морского и речного флота предприятиями-­партнерами: Октябрьской железной дорогой ОАО «РЖД» и ММТП. За двенадцатичасовую смену 28 июня портовики обеспечили выгрузку 495 вагонов с навалочными грузами. Авторами второго рекорда стали мурманские железнодорожники: 2 июля в течение суток они обработали 1234 вагона, в том числе 855 — для ММТП.

 

Развитие и опыт

Постоянное развитие портовой инфраструктуры в сочетании с опытом работы в сложных климатических условиях позволяют сотрудникам Мурманского морского торгового порта решать неординарные и сложные задачи. В прошлом году ММТП успешно выполнена масштабная транспортно-­логистическая операция по обработке основного оборудования для ветропарка Кольской ВЭС, который станет самым крупным ветропарком в России за полярным кругом. Мурманские портовики обеспечили 17 судозаходов в порт с оборудованием для 57 ветроустановок.

Общий вес обработанных грузов составил 21,2 тыс. тонн. Вес одной секции башни ветроустановки составляет почти 80 тонн. Длина одной секции башни — почти 30 м. Такую громаду нужно было не только выгрузить с судна, но и провезти по всей территории порта. Участие ММТП в этом нестандартном проекте обогатило опыт мурманских стивидоров.

В своей деятельности ММТП делает ставку на дальнейшее развитие: применение прогрессивных технологий, модернизацию инфраструктуры, внедрение современной техники, обучение и повышение компетенций работников.

Так, в рамках программы технической модернизации предприятия на площадке ММТП введен в эксплуатацию первый в России кран «Витязь» отечественного производства с максимальной грузоподъемностью 124 тонны. Теперь в порту работают 23 специально оснащенных световым оборудованием портальных крана, которые стали одним из самых ярких промышленных арт-объектов Мурманска. «Мурманск — это действительно город-порт. Очень важно, что в ММТП появляются новые проекты, увеличивается грузооборот, обновляется оборудование», — отметил в ходе церемонии ввода в эксплуатацию нового крана губернатор Мурманской области.


Забота день за днем

Особое внимание в АО «ММТП» уделяется вопросам защиты окружающей среды на территории порта и в припортовых районах Мурманска. На протяжении многих лет предприятие реализует масштабную экологическую программу, разработанную специалистами предприятия в кооперации с ведущими учеными страны и мира и включающую в себя 13 проектов.

В порту оборудовали и наладили работу уникальной экодиспетчерской, установили снего- и туманогенерирующие пушки, высадили сотни деревьев, кардинально изменили технологию работы погрузочных комплексов, по всему периметру терминала установили пылеветрозащитные экраны, которые выполняют не только защитную функцию, но и облагородили вид на Кольский залив, украсив городской пейзаж яркими красками. Вокруг производственной площадки ММТП установлено 1,553 тыс. м конструкций экранов высотой 20 м. Общая площадь смонтированных панелей составила 27,443 тыс. кв. м. Экологические проекты, реализованные ММТП, легли в основу разработанного в России справочника наилучших доступных технологий.

Пристальное внимание ММТП уделяет вопросам социальной политики в разных сферах жизнедеятельности города и региона в целом. Стивидорная компания активно участвует в проектах по формированию комфортной городской среды и обновлению знаковых для Мурманска мест. Предприятие поддерживает и участвует в развитии хоккея с мячом в регионе, содействует развитию детско-­юношеского спорта. На протяжении нескольких лет ММТП осуществляет шефство над мурманской гимназией № 8, в которой инициировал открытие первого в России транспортно-­логистического класса.

«Мы гордимся тем фактом нашей истории, что Мурманск был построен и получил развитие благодаря Мурманскому морскому торговому порту, — сказал Алексей Рыкованов. — В этом — одна из важных составляющих миссии нашего предприятия. Осознавая высокую социальную ответственность, АО «Мурманский морской торговый порт» активно участвует в реализации масштабной социальной программы, адресатами которой являются как работники нашего предприятия, так и жители Мурманска».

 

183024, г. Мурманск, Портовый проезд, 22

Тел.: +7 (8152) 48-06-44, 48-01-25

E-mail: office@portmurmansk.ru