Белоруссия оказалась в сложном положении: экспорт продукции через порты Прибалтики оказался невозможен, а в соседней России недостаточно специализированных портовых мощностей. Поиск места под белорусский порт превратился практически в детективную историю.
Вопрос о перевалке белорусских грузов, таких как нефтепродукты и калийные удобрения, обсуждается уже довольно давно — после обострения отношений Беларуси с Прибалтийскими странами, через порты которых эти грузы переваливали ранее. И если с нефтепродуктами вопрос более-менее решили в прошлом году, то ситуация с калийными удобрениями остается неопределенной.
Заявленные объемы белорусского калия составляют 11–12 млн тонн в год. И это реально много. При этом удобрения на фоне разворачивающегося в мире продовольственного кризиса на глобальном рынке сейчас крайне востребованы. Между тем в России в настоящее время нет специализированных мощностей для перевалки такого объема калийных удобрений.
Несмотря на активное строительство в Усть-Луге терминалов для минудобрений («Ультрамар», «Уралхим»), они создавались под другую грузовую базу. Дело в том, что Россия сама экспортировала порядка 8 млн тонн в год минеральных удобрений через порты Прибалтийских стран, а сейчас вынуждена искать мощности для их быстрой переориентации в собственные порты на фоне санкций.
Единственный выход для решения данной проблемы — строительство специализированного терминала для белорусских удобрений в России. И здесь развернулась практически детективная история: вначале власти Ленинградской области заявили о предоставлении неких участков под размещение белорусского порта, однако, где находятся эти участки, никто ответить не смог. Затем «белорусский порт» нашелся уже в Санкт-Петербурге где-то в районе Бронки — Ломоносова.