Из-за санкций проблемы, копившиеся десятилетиями в отечественном судоремонте, только обострились. Понимая это, российские власти начали формировать пакет мер поддержки этого сектора судостроения. Ряд проектов предлагают регионы. Между тем спрос на обслуживание и ремонт российского транспортного флота стремительно растет. Так, архангельские судоремонтные заводы сейчас принимают заявки на ремонт судов только на вторую половину 2024 года.
Суда российских судоходных компаний из-за санкций подвергаются дополнительным ограничениям. Посещение иностранных портов усложнилось, в том числе и для ремонта. При этом большая часть гражданских морских судов смешанного река-море плавания и рыболовецких до последнего времени обслуживалась за границей, где эти работы можно было выполнить дешевле и быстрее.
Дело в том, что основные мощности судоремонтных предприятий ориентированы в первую очередь на ремонт военного флота и, как правило, имеют полную загрузку. Заводы, специализирующиеся на обслуживании коммерческого флота, без каких-либо преференций и мер поддержки со стороны государства утратили финансовые возможности для модернизации и развития своих мощностей и поэтому, проиграв конкуренцию иностранным центрам судоремонта, начали чахнуть. «К настоящему времени в России изношенность основных фондов судоремонтных предприятий составляет около 70%. Средний возраст плавучих судоремонтных доков достигает 40 лет, а инвестиции в обновление основных средств не осуществлялись со времен существования СССР», — обозначил «ПортНьюс» ключевые проблемы отечественного судоремонта заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов.
Возвращение гражданского флота на обслуживание в родные гавани выявило имеющиеся в отрасли проблемы. «Большинство европейских портов, которые принимали наши суда на ремонт, уже закрыты для наших судовладельцев или будут закрыты в ближайшее время, а порты Индии и Индонезии, где российские рыбаки зачастую проводили обслуживание флота, существенно повысили плату за обслуживание», — охарактеризовал ситуацию в ходе форума «Судостроение в Арктике» губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.