Западные санкции, поэтапно вводимые против России, привели к коренным изменениям сложившихся логистических схем. Грузообороты российских портов Балтийского бассейна падают, а Южного и Дальневосточного бассейнов, наоборот, растут. Между тем транспортная инфраструктура оказалась недостаточно подготовленной для столь резких перемен.
По итогам первого полугодия 2022 года грузооборот портов России, несмотря на беспрецедентное санкционное давление, снизился незначительно — всего на 0,5%, по сравнению с показателем соответствующего периода прошлого года, составив 410 млн тонн. Падение грузооборота в пределах 1–2% произошло во всех бассейнах, кроме Арктического, где объем перевалки грузов, напротив, вырос почти на 5% за счет роста поставок нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа на фоне мирового энергетического кризиса. Одновременно буквально на глазах стали меняться как направления грузопотоков, так и их структура.
Тающая Балтика
Например, в портах Балтики объемы перевалки нефти и сжиженного газа росли, в то время как обработка сухих грузов, по итогам первого полугодия 2022 года, в целом снизилась почти на 16%. При этом непосредственно в структуре сухих грузов резко увеличилась перевалка минудобрений (+40,8%) и руды (+80,6%), а вот уголь просел почти на 22%.
Такой скачок произошел прежде всего вследствие запуска новых балкерных мощностей в Усть-Луге. По этой же причине минудобрения, которые ранее занимали львиную долю в общем грузопотоке российских грузов в портах Прибалтики, в текущем году там рухнули почти на 70%.
При этом через порты Прибалтики рос грузопоток российской руды — на 10%, в сравнении с первым полугодием прошлого года. Отметим, что в этом году Россия существенно увеличила экспорт руды. Одновременно сильно упал объем перевалки руды через Финляндию, возможно, часть грузопотока оттуда также ушла в порты Прибалтики. При этом на перевалку руды в этом году заработал и усть-лужский терминал «Ультрамар», который перегрузил более 1 млн тонн руды за первое полугодие.