Поправки к Приложению VI международной конвенции MARPOL в отношении мер, направленных на декарбонизацию международного судоходства, вступят в силу 1 ноября 2022 года. Для выполнения новых требований Российский морской регистр судоходства (РС) предоставит услуги по освидетельствованию судна с выдачей нового Международного свидетельства об энергоэффективности, рассмотрению технического файла по EEXI, судового руководства по ограничению мощности, обновленного Плана SEEMP и определению рейтинга углеродной интенсивности.
Резолюцией MEPC.328(76) на 76‑й сессии комитета по защите морской среды IMO приняты поправки к Приложению VI международной конвенции MARPOL в отношении технических и эксплуатационных мер, направленных на декарбонизацию международного судоходства. Поправки предполагают применение ежегодного понижающего коэффициента для последовательного снижения углеродной интенсивности международного судоходства к 2030 году как минимум на 40% от уровня 2008 года (в соответствии с первоначальной стратегией IMO по сокращению выбросов парниковых газов с судов).
Технические меры включают требование по расчету коэффициента энергоэффективности для существующих судов (Energy Efficiency Existing ship Index — EEXI) конкретных типов валовой вместимостью 400 и более, совершающих международные рейсы. Если фактический EEXI больше требуемого, то судовладельцу необходимо предпринять меры по повышению энергоэффективности судна. Такими мерами могут быть ограничение мощности главного двигателя или применимые к судну энергосберегающие технологии.
Освидетельствование судна на соответствие EEXI должно быть проведено при первом периодическом или первоначальном освидетельствовании, в зависимости от того, что наступит ранее, начиная с 1 января 2023 года. При положительных результатах выдается новое Международное свидетельство об энергоэффективности судна.
Эксплуатационные меры реализованы через рейтинговую схему применения коэффициента углеродной интенсивности (Carbon Intensity Indicator — CII) и усовершенствованный план управления энергоэффективностью судна (Ship Energy Efficiency Management Plan — SEEMP), который учитывает фактическое потребление топлива и пройденное расстояние на судах конкретных типов валовой вместимостью 5000 и более, совершающих международные рейсы. Не позднее 1 января 2023 года на борту таких судов должен быть доработанный SEEMP.
После 2023 года необходим ежегодный расчет фактического CII на основе данных по расходу топлива. Фактический CII должен быть меньше или равным требуемому CII, который определяется в соответствии с руководством IMO.
Судовладелец выполняет расчет самостоятельно или привлекает компетентную организацию. Расчет необходимо предоставлять в морскую администрацию или признанную организацию вместе со сведениями о потребленном судном топливе и пройденном расстоянии не позднее 31 марта каждого года, следующего за отчетным. Например, сведения за 2023 календарный год должны быть поданы в РС не позднее 31 марта 2024 года.
На основании данных по расходу топлива и рассчитанного значения фактического СII морская администрация государства флага или признанная организация определяет рейтинг углеродной интенсивности А, В, С, D и E, где А — наивысший рейтинг, который присваивается судну. В случае низкого рейтинга (E в течение года или D в течение трех лет подряд) судно должно разработать план корректирующих действий и включить его в пересмотренный SEEMP. Способы достижения CII на предстоящие три года, начиная с 2023 года, также должны быть указаны в SEEMP.
РС рекомендует судовладельцам провести самостоятельную предварительную оценку CII и рейтинга углеродоемкости судов на основании уже имеющихся данных по расходу топлива за 2019–2021 годы и предпринять первоочередные корректирующие действия для планомерного внедрения требований.
Судовладельцы, чей флот находится в классе РС и подпадает под действие новых требований, могут сделать это c помощью онлайн-калькулятора, доступного через сервис «Личный кабинет» на rs-class.org. При этом онлайн-калькулятор не отменяет обязательства судовладельца по предоставлению детального расчета в морскую администрацию или признанную организацию. Отчет, создаваемый с помощью калькулятора, не является нормативным документом о соответствии судна требованиям IMO.
Спектр услуг РС, в соответствии с новыми требованиями Приложения VI международной конвенции MARPOL, включает:
• рассмотрение Технического файла EEXI;
• рассмотрение Судового руководства по ограничению мощности;
• освидетельствование судна с заменой Международного свидетельства об энергоэффективности;
• рассмотрение SEEMP на соответствие новым требованиям МК MARPOL;
• проверку значений требуемого и фактического CII;
• определение рейтинга углеродной интенсивности и выдачу соответствующего Удостоверения.
Как отметил генеральный директор РС Константин Пальников, уже сегодня мы можем очертить будущие контуры международного морского судоходства — более экологичного и энергоэффективного. Переход к новым стандартам стимулируют, в первую очередь, международные и национальные нормотворческие инициативы. РС как классификационное общество продолжит оказывать поддержку судовладельцам по выполнению всех применимых международных требований.
По материалам РС, иллюстрация: pixabay.com