После ухода иностранных морских линий из России логисты опасаются дефицита контейнеров. По разным оценкам, он может составить от 77 тыс. до 300 тыс. TEU, при этом пик придется на июнь. Параллельно с разворотом потоков с Северо-Запада России на Юг и Дальний Восток участники отрасли добиваются обнуления пошлины на закупаемые за рубежом контейнеры до марта 2023 года.
Евразийский Союз участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) еще в феврале текущего года предупреждал о возможном дефиците контейнеров в России. Такой сценарий считался реальным как из-за риска непредоставления контейнеров международными линиями (Maersk, MSC, Hapag-Lloyd и др.), приостановившими работу в России, так и вследствие роста затрат железнодорожных операторов, в том числе увеличения логистического плеча с запада на восток, повышения ключевой ставки и стоимости заемных средств.
Ряд операторов уже планируют приобрести в совокупности около 15 тыс. контейнеров в 2022 году для осуществления перевозок. При этом большую часть потребностей российского рынка контейнеров покрывают производители Китая. Объемы выпуска контейнеров российскими производителями не значительны, по сравнению с китайскими. Впрочем, даже при желании заказать контейнеры в Китае российские компании могут столкнуться с ограничениями: мощности производителей уже задействованы под местные проекты.
Оборачиваемый в России контейнерный парк составляет около 700 тыс. единиц, из них российским компаниям принадлежит около 20%, уточняется в документе ЕСП. По оценке председателя правления ПАО «ТрансКонтейнер» Александра Исурина, дефицит контейнеров составит 300 тыс. TEU.
«Весь рынок, по нашей оценке, должен заместить порядка 300 000 TEU. Это контейнеры, которые находились на российском рынке и обеспечивали контейнерный оборот. Российский транспортный рынок, скорее всего, не сможет восполнить все и заместить крупнейшие контейнерные линии мира, которые в одночасье приняли решение не работать здесь», — комментировал он в апреле на конференции TransRussia. Фото: globalports.com